Не сажать за «репост». Как в Новотроицке борются с экстремизмом в сетях

На сегодня количество правонарушений экстремистского характера в Новотроицке сведено к нулю, сообщает местная прокуратура. Главная задача в борьбе с проявлениями экстремизма в интернете — профилактика, считают специалисты с востока Оренбургской области.

Старший помощник прокурора Новотроицка Елена Сычева отмечает, что такие факты и в предыдущие годы не были многочисленными: один в 2015 году и по два в 2016-м и в 2017-м.

– Речь идет о размещении в социальных сетях материалов экстремистской направленности, – говорит Елена Сычева. – Нарушителями закона оказываются совсем молодые люди – студенты и школьники. В подавляющем большинстве случаев они понимали, что совершают противозаконные действия, но были уверены: их поступки останутся без внимания и без должного наказания.

Подчас молодые люди считают: если в их интернет-записях отсутствуют прямые призывы к насилию и адресной агрессии, то все прочее является обычной шалостью. Но нет. Размещение символики экстремистских организаций – серьезное нарушение закона, равно как и публикация высказываний, оправдывающих национальное или расовое превосходство. Нескольким юным новотройчанам пришлось в этом убедиться на собственном опыте.

Так, двое одноклассников размещали на своих страницах изображения свастики, а также националистические высказывания. Мальчишки объяснили, что они просто хотели пошутить, удивить своих друзей и подписчиков. Девочка, разместившая картинку с противозаконным призывом, сказала, что она даже не вникла в суть данной публикации – дескать, понравился коллаж. Лишь один парень пытался, что называется, держать марку. Пояснил стражам закона, что он разделяет «спорные и неоднозначные» взгляды на взаимоотношения рас. Но вскоре понял: его видение темы с точки зрения закона выглядит более чем однозначно и влечет серьезное наказание. И тут же все осознал и раскаялся.

– Административный штраф не единственное последствие нарушения антиэкстремистского законодательства, – комментирует Елена Сычева. – Так, подростков ставят на все виды профилактического учета – по месту учебы, в отделении по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних. А самое главное, информация о привлечении к  административной ответственности по «экстремистской» статье остается с человеком на всю жизнь и учитывается при приеме на работу.

Правозащитники действуют оперативно. От появления в ленте публикации экстремисткого характера или запрещенного текста до беседы с сотрудником правоохранительных структур проходит около двух недель.

– Размещая в социальных сетях материалы и комментарии сомнительного характера, люди ошибочно считают, что Интернет является некоей зоной невидимости, – продолжает Елена Сычева. – Возможность скрыться за ником, сделать свой аккаунт закрытым, создать несколько фейковых страниц – все это создает иллюзию анонимности. На самом же деле Интернет предельно конкретен: любая информация, которая попадает на его просторы остается там навсегда. А публикации экстремистского характера отслеживаются очень четко. Мониторинг ведут сотрудники прокуратуры, полиции, федеральной службы безопасности. Техническое оснащение позволяет изучать содержание страниц любых групп и личных страниц, в том числе и закрытых.

О книгах, официально признанных экстремистскими, стоит сказать отдельно. Официально запрещенные, они изъяты из общего доступа как в традиционных библиотеках, так и в электронных.

– Работать с ними можно лишь при наличии специального допуска, – объясняет Елена Сычева, – а скачивать из Интернета и размещать (полностью или частично) ни в коем случае нельзя. Я бы настоятельно посоветовала всем, кто интересуется историей и изучает ее самостоятельно, зайти на официальный сайт Министерства юстиции России и ознакомиться с федеральным списком материалов, официально признанных экстремистскими. Кстати, эту страницу можно добавить себе в «Избранное», чтобы в случае необходимости проверять книги и видео, показавшиеся подозрительными.

В общем, не стоит надеяться, что игра с законом останется незамеченной. Как не стоит рассчитывать и на то, что получится объяснить свои действия словами «это была шутка», «я просто интересуюсь историей», «я изучаю редкие символы» и даже «я хотел проверить бдительность правоохранителей».

– Ни для кого не секрет, что бездумное и бесконтрольное блуждание детей и подростков по Интернету нередко приводит к печальным последствиям: несовершеннолетние рискуют оказаться жертвами сетевых мошенников, рискуют стать затянутыми в группы смерти и экстремистские группы, – подчеркивает эксперт. – Поэтому родители должны четко отслеживать, какие страницы посещает их ребенок. Что же касается внутрисемейной профилактики правонарушений экстремистского характера, то здесь на первом месте должно быть живое общение детей и родителей. Мамам и папам стоит постоянно напоминать сыновьям и дочерям о родственниках, чьи судьбы были так или иначе опалены войной. Нужно совместно с детьми смотреть военные фильмы – как советские, так и современные. И не просто смотреть, но и – что первостепенно – обсуждать. Пояснять детям, что любой нацистский лозунг, любой разговор о чистоте расы – это оправдание массовых убийств. А непосредственно для нас, жителей постсоветского пространства, это еще и плевок в свое прошлое, неуважение к своей истории, оскорбление памяти погибших на полях Великой Отечественной.

По материалам газеты «Гвардеец труда»