«Наш батальон геройствовал в Крыму»
Из воспоминаний ветерана войны Гильмана Суфьяновича Рысаева
— Никогда не забуду, как для меня началась война. Днем 22 июня 1941 года я работал в поле. Неожиданно на горизонте показался всадник – это был наш бригадир. Подъехав к нам, он сказал: «Ребята, началась война». Для нас, мальчишек, это было как гром среди ясного неба.
Объявили мобилизацию, и уже на следующий день мужчин и ребят постарше забрали на фронт. Меня же призвали в октябре 1943 года, направили в учебную бригаду младшего учебного состава в Башкирию. После 6 месяцев мы должны были сержантами отправиться на фронт, но война внесла свои коррективы.
Нам присвоили звание ефрейторов и отправили гораздо раньше положенного срока на фронт. Мы, новобранцы, пополнили ряды 290-го Новороссийского полка, и, как поется в песне у Высоцкого: «Наш батальон геройствовал в Крыму». Свист пуль, разрывы гранат, падающие ничком однополчане — вот чем мне запомнился первый бой. Нам поставили задачу захватить хорошо укрепленные позиции немцев на Сапун-Горе. И вот я, еще необстрелянный солдат, семнадцатилетний мальчишка, бегу на вражеские высоты и только одна мысль в голове: «Попадут или нет?». А рядом один за одним падали мои товарищи, но мы выполнили задачу, заняли высоту. Кстати, до рукопашного тоже не дошло. Немцы, увидев наше стремительное наступление, пустились, как говорится, наутек. Бог миловал – в том первом бою меня ни пуля, ни осколок не взяли. Пожалуй, несмотря на все страдания, самая большая мука на войне – потеря друзей.
После того, как полуостров Крым был освобожден, нашу часть оставили охранять пленных немцев. Знаете, я смотрел и почему-то не видел в них убийц, мародеров, противника, который совсем недавно убивал моих товарищей. Отчего-то милосердие просыпалось внутри. Наверное, это чувство всегда было присуще нашим воинам: относиться к побежденным врагам не как к животным, а как к людям.
Ну а победу я встретил все там же, в Крыму. Ночь. Спим. Вдруг неожиданно на улице раздаются выстрелы, нарастают, становясь с каждой секундой все интенсивней. Мы похватали оружие и выбежали на улицу, приготовились отразить атаку. А там счастливые лица наших бойцов – война закончилась!