Народный артист СССР Алексей Баталов отмечает 85-летие

Алексей Владиимирович Баталов — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и общественный деятель, педагог. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981) и двух Государственных премий России (1966, 2005).

Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в актерской семье. Мальчик рос в окружении знаменитых актеров, писателей, поэтов, композиторов.

В выборе профессии у Алексея сомнений не было – он поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году, и до 1957 года был актером сначала Центрального театра Советской Армии, а затем и МХАТа. В то же время он получил приглашение сняться в кино. Режиссер И.Хейфиц пригласил Баталова на главную роль в фильме «Большая семья», увидев в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Именно этот режиссер сделал из Баталова актера, сняв его еще в 4 картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964).

Все герои Баталова – чистые и душевные люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность. Работал актер и с другими режиссерами – у М.Донского он снялся в картине «Мать» (1956), у М.Калатозова в фильме «Летят журавли» (1957), который вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и принес множество призов престижных кинофестивалей.

 

Один перечень этих картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др. Одним из способов творческого самовыражения Баталова стала режиссерская работа. В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель», затем снял еще 2 картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973).

Все работы – пример своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения литературного смысла в экранный. Особое место в творчестве Баталова занимает работа на радио, где его радиотеатр – это театр живого актера. Среди его радиопостановок: «Казаки» Л.Толстого, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Поединок» А.Куприна, «Герой нашего времени» М.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира. По этим спектаклям учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы. С 1975 года Алексей Владимирович – преподаватель ВГИКа, профессор.

Репродукция из книги «Дядя Степа» (художник Константин Ротов).

Оказывается, Алексей Баталов стал «лицом» знаменитого «Дяди Степы» — героя стихотворения Сергея Михалкова. Первой женой актера была дочь замечательного художника-карикатуриста Константина Ротова Ирина. Жили молодые супруги у ее родителей и, когда Ротов начал работать над иллюстрациями первого издания «Дяди Степы», списал «гражданина по прозванью «Каланча» с зятя, приговаривая: «У тебя ботинки 45-го размера, и у Дяди Степы тоже».

Сейчас Баталов пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о знаменитых людях «Прогулки по Москве». Известен он и как активный общественный деятель.

Многие годы Баталов являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина»; принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства». С 2007 года — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Огромный вклад Народного артиста СССР Алексея Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными, кинематографическими и общественными наградами.

По материалам СМИ