На площадке Общественной палаты Оренбуржья обсудили систему подготовки педагогических кадров

Заседание круглого стола «Учитель сегодня: система подготовки педагогических кадров в регионах России», организатором которого выступила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки, прошло на площадке Общественной палаты Оренбургской области.

— Мероприятие с участием представителей учительского и родительского сообществ, вузовской науки, общественников и экспертов, СМИ, объединило нас накануне профессионального праздника, в рамках Года педагога и наставника. В эти дни в России проходит Большая учительская неделя. Сделано немало, чтобы привлечь внимание общества к высокому предназначению Учителя, подчеркнуть уважение человечества к профессии, востребованной во все времена, — отметила модератор, член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки; заместитель председателя Общественной палаты Оренбургской области Ольга Сальдаева.

Она подчеркнула, что при всем многообразии проблематики в сфере образования, ведущей остается тема педагогических кадров. Именно от тех, кто выполняет сложную и ответственную миссию формирования человека, гражданина, во многом зависит, каким придет во взрослую жизнь молодое поколение, каким станет общество будущего.

В ходе активной дискуссии, с подключением с помощью телемоста участников из регионов РФ, обсудили перспективные направления подготовки педагогических кадров. Участники проанализировали проблемы, возникающие в педагогических вузах и колледжах, дали оценку общественной значимости кадровой подготовки. Освещены вопросы развития наставничества, участия работодателей в закреплении в профессии молодых специалистов. Рассмотрены эффективные модели взаимодействия профессиональных и образовательных организаций, родительских сообществ.

— Изменились требования к современному учителю, трансформируется и сама учительская профессия. Однако по-прежнему сохраняется кадровый вопрос, и он должен быть поставлен во главу угла, — отметил заведующий кафедрой педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук, председатель общественного совета при региональном министерстве образования Артур Аллагулов. – Дефицит кадров характерен не только для сельских, но и городских школ; расширяется перечень востребованных учителей-предметников. Тревожным сигналом является усталость, апатия педагогического сообщества, о чем констатирует ВЦИОМ. Вместе с тем, мы видим и безусловно позитивные изменения: это, в частности, отказ от понятия «педагогическая услуга», акцент на воспитательную работу, патриотическая направленность, повышение роли классного руководителя, возвращение трудового воспитания.

Участники круглого стола отметили: необходимо повышать социально-правовой статус учителя, его социальную защищенность. Как показывает практика, у студенчества есть желание связать жизнь с работой в школе, однако имеющиеся проблемы становятся мощным тормозом. Обратили внимание на важность мотивации молодых педагогов, и здесь большой простор для инициатив на местах. Так, получил популярность профессиональный конкурс обучающихся «#ЯПедагог», который проводится в Оренбургском государственном педагогическом университете. В настоящее время он выходит на всероссийский уровень.

На каком этапе мы находимся в русле основных задач, поставленных Министерством просвещения РФ? Как увлечь профессией педагога? Насколько оправдывает себя целевое обучение, стимулирование молодых специалистов? На этом заострил внимание первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета Сергей Рябцов. В школах организованы профильные психолого-педагогические классы; до конца текущего года в области их будет 73. В вузе обучается 236 студентов по целевым договорам; в 2023 году поступили 44 студента, 78% выпускников в этом году трудоустроились в образовательные организации Оренбурга и области. Совершенствование системы целевого обучения необходимо, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям. Внесенные изменения в Закон об образовании позволяют студентам старших курсов работать в образовательных организациях. Уже работают в школах и планируют продолжить эту деятельность 22% студентов выпускных курсов.

Правильно выстроенная профориентация, целевая подготовка, расширение педагогической практики, наставничества, достойная оплата труда также призваны помочь в решении кадрового вопроса. А еще: комфортно ли сегодня в школе молодому педагогу? По-разному, — считает председатель комиссии Общественной палаты Оренбургской области по вопросам образования, науки, делам молодежи; директор СОШ №79 Оренбурга Галина Сафонова.

— В нашем коллективе около 30 молодых педагогов. В этом году пришли 18 выпускников педколледжа и педуниверситета, — уточнила Галина Ивановна. – Мы стараемся создать для них обстановку доброжелательности и поддержки. Однако очень многое зависит от осознанного или случайного выбора профессии, инициативности, желания трудиться. Велика роль преемственности, учительских династий, — сказала Галина Сафонова.

 

— Если есть стремление работать в школе, возможностей очень много, — согласилась главный специалист управления образования администрации Оренбурга Ольга Скурыдина. – Но есть цифры, которые убедительнее слов. Ежегодно в школы нашего города приходит порядка 100-150 дипломированных выпускников; 15-20% после одного-двух лет работы уходят в другие сферы.

Ольга Александровна убеждена: более серьезно и ответственно должна проводиться практика студентов. А еще студенты должны хорошо знать Закон об образовании в РФ, в том числе, права учителей, права родителей, правовые отношения между участниками образовательного процесса, — без этого невозможно выстроить взаимоотношения с родительским сообществом. Профессиональная подготовка – это не только знание предмета и владение методиками преподавания.

— В современных образовательных учреждениях, готовящих педагогов, такая установка есть, — отметила доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования ОГПУ Наталья Литвиненко. – Практикоориентированность стала важной позицией. Причем студенты должны быть хорошо подготовлены: вначале – к прохождению практики, затем – к работе в школе. Работа в этом направлении идет.

Растущие нагрузки и неготовность молодых учителей их выполнять – еще один больной вопрос. К прежнему функционалу добавились новые направления, электронная документация, проведение мониторингов. Необходимо думать о тех условиях, которые создаются в образовательных организациях с учетом растущей нагрузки.

Работе с родительским сообществом участники круглого стола уделили особое внимание. Вопрос непростой. Родительское сообщество разнородно. Порой приходится преодолевать равнодушие к судьбе ребенка, а иногда родители берут на себя функции контроля и надзора, что явный перебор. Важнейшая задача – научить молодых учителей взаимодействовать, сотрудничать с родительским сообществом как участником образовательного процесса. Очень важной становится первая встреча с родителями, умение правильно провести первое родительское собрание.

Обсуждаемая тема волнует меня не только как журналиста, но и как маму пятерых детей. Моя семья является иллюстрацией того, что происходит в системе образования. Старшая дочь работает в школе, любит свою работу, но ей знакомы и все названные проблемы. Второй ребенок получает профессию педагога, учится на 3 курсе. Дети-школьники испытывают на себе проблему нехватки педагогических кадров. Мы, как родители, поддерживаем молодых педагогов и ценим их труд, — сказала журналист Екатерина Илигенова.

 

— Кадрового голода в регионе быть не должно, — считает директор ГАУ ДПО «Институт развития образования Оренбургской области» Светлана Крупина. – В регионе есть педагогический университет, педагогические колледжи. Если говорить о педколледжах – поступают туда не по остаточному принципу. Например, в этом году средний балл пришедших учиться после 9 класса – 4,76. Главный вопрос — помочь не разочароваться в профессии, стать востребованным, любить свое дело, и этот вопрос требует взвешенного, продуктивного решения.

По мнению заместителя председателя комиссии Общественной палаты Оренбургской области по вопросам образования, науки, делам молодежи; профессора ОГПУ Елены Голиковой, педагогические кадры необходимо не только готовить через освоение профессии после окончания школы. Жизнь доказывает эффективность педагогических классов, после которых поступают, а затем работают в школах достаточно уверенно и осознанно. Растить педагога необходимо, начиная со школьных лет.

— Общественники и эксперты озабочены проблемами наших соотечественников, избравших нелегкую, но в высшей степени благородную профессию. Сохраняя и развивая лучшие традиции отечественного образования, учителя России продолжают идти в ногу со временем. Их труд по праву заслуживает высокого общественного признания, поддержки государства, — отметила Ольга Сальдаева.

Рекомендации, выработанные по итогам заседания круглого стола, с учетом позвучавших мнений и предложений, будут направлены в адрес федеральных и региональных органов власти, ВУЗов и колледжей РФ.

Фото: Общественная палата Оренбургской области

16+