На капитальный ремонт жилого фонда в Оренбуржье потратят около 1,5 миллиарда рублей
В Оренбуржье полным ходом продолжается капитальный ремонт домов. 6 сентября временно исполняющий обязанности начальника Фонда модернизации ЖКХ Олег Панькин проинспектировал некоторые объекты, на которых меняют кровлю. Он же рассказал порталу RIA56 о работе регионального оператора, реализации плана капитального ремонта и ближайших перспективах программы.
Оренбуржье на протяжении нескольких лет занимает лидирующие позиции по капитальному ремонту. Причем, по словам Олега Панькина, на федеральном уровне высоко оценивается и опыт реализации региональной программы, и информационно-разъяснительную работу с собственниками.
— Уверен, мы обязаны сохранить созданный потенциал Фонда модернизации ЖКХ. Но в то же время выделю ряд вопросов, решение которых, на мой взгляд, положительно скажется на региональной системе капитального ремонта: позволит увеличить темпы реализации региональной программы, повысить финансовую устойчивость, обеспечить еще большую открытость и прозрачность деятельности регионального оператора, — пояснил врио начальника Фонда капремонта.
На сегодняшний день из почти 10 тысяч домов, включенных в региональную программу, капитальный ремонт сделали более чем в 1 600, почти по трем тысячам видов работ. И тем не менее, учитывая техническое состояние жилого фонда, темпы нужно наращивать, считают в ведомстве.
— В первую очередь это касается домов, расположенных в исторических центрах городов, объектов культурного наследия. В соответствии с законом региональный оператор предоставляет заимствование на проведение капремонта (происходит это, строго говоря, за счет других домов, которые также формируют фонд капремонта на общем счете), а собственники обязаны обеспечить возврат этих средств в фонд до 2043 года, то есть в течение периода действия региональной программы, — говорит Олег Панькин. — Учитывая стоимость восстановления объектов культурного наследия и, как правило, небольшую площадь этих многоквартирных домов, жители не всегда готовы обеспечить возвратность заимствованных средств. Во многих регионах страны муниципалитеты принимают финансовое участие в поддержании исторического облика городов, в том числе предусматривают софинансирование программы капитального ремонта.
Сейчас ведется работа по созданию пула квалифицированных подрядных организаций, которым можно было бы доверить такую работу. Отбор осуществляется по семи профилям: разработка проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных работ и осуществление стройконтроля на объектах культурного наследия, аналогично – по общестроительным работам, лифтовому и газовому оборудованию.
Что касается качества и контроля за работой подрядчиков, Олег Панькин перечислил правила:
— Законодательством, договором подряда четко установлены полномочия и порядок взаимодействия Фонда модернизации ЖКХ и подрядных организаций. До начала работ подрядчик в обязательном порядке страхует объект, оформляет банковскую гарантию – это своеобразные парашюты на случай экстремальных погодных условий либо несостоятельности самого подрядчика.
К тому же Фонд не оплачивает подрядчику выполненные работы до полного урегулирования всех вопросов с собственниками.
Поэтому, если в период выполнения работ подрядной организацией причинен ущерб имуществу собственников, устранение ущерба (или возмещение – по выбору жителей) гарантировано. Также каждый подрядчик формирует своеобразный резерв, за счет которого даже в случае финансовых затруднений работы будут завершены.
За отклонение от графиков производства работ, срыв сроков исполнения договора подряда предусмотрены штрафные санкции за каждый день просрочки. Ну и высшая мера – исключение из реестра квалифицированных подрядных организаций и пополнение реестра недобросовестных.
По оценке наших федеральных коллег, Ассоциации региональных операторов и Минстроя, все эти механизмы успешно работают. Ответственность подрядных организаций ежегодно усиливается, в том числе благодаря сотрудничеству Фонда с саморегулируемыми организациями. В перспективе планирую это взаимодействие расширять, в том числе и для оперативного выполнения гарантийных обязательств по объектам, даже в случае ликвидации самого подрядчика.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Управляющая компания обязана выполнять элементарные методы технического обслуживания. Врио начальника фонда ЖКХ рассказал на примере крыш:
— Если появляются какие-то мелкие трещины или небольшое отслоение – они должны подклеивать. Но у нас с управляющими компаниями какая-то беда – они считают, что те пять лет, когда объект на гарантии подрядчика, они ничего здесь не должны делать – замок повесить и не подходить. Это не так!
Управляющая компания обязана проводить адекватную эксплуатацию, например, своевременно чистить снег с крыши. Согласно нормативам, если слой снега превышает 30 сантиметров – его надо счищать. Но некоторые организации игнорируют это правило. В итоге большой пласт снега, скопившийся на крыше, разрушает ее. Это не считая рисков его падения на головы прохожих.
Как сказал Олег Панькин – проведение капремонта не отменяет правила эксплуатации. Замена герметических элементов, прокручивание болтов и так далее, антикоррозийная обработка – все это должно выполняться ежегодно, не зависимо от того, когда был сделан капитальный ремонт. Все это входит в перечень обязательных работ по содержанию домов.
КСТАТИ:
Гарантийный срок капитально отремонтированной крыши – 5 лет. А сроки службы, при адекватном обслуживании, от 15 (плоская кровля) до 30 лет (скатная).
СПРАВКА
В 2018 году на капитальный ремонт жилых домов в Оренбургской области потратили 1,9 миллиарда рублей. В 2019 году, по предварительным данным, — около 1,5 миллиарда рублей, третья часть из которых – на ремонт крыш. Однако сумма далеко не окончательная. Итоги будут подводить после окончания ремонта всех 645 объектов, выполняемого в этом году.