Молочный бизнес Зеркала цветов
Айнагуль Туршинова из села Теренсай Адамовского района Оренбургской области уверена, что использование роботов поможет привлечь на работу сельскую молодёжь.
На улице к ней обращаются: «Девушка!» А она мать троих детей и глава КФХ — крестьянского фермерского хозяйства. На строительство роботизированной фермы она получила грант в размере 30 миллионов рублей.
— Айнагуль, давайте нарушим канон и начнём не с производственных дел, а с семейных. Даже с того, как переводится с казахского ваше имя и какие имена вы дали своим детям.
— Меня зовут Зеркало цветов. А детей называла не я, имена даёт свёкор, по нашему обычаю. Старшая дочь Жанслу (Красивая душой), ей 9 лет. Жанслу учится во 2-м классе, ходит в музыкальную школу, любит петь. Занимается в спортивной секции. Любит играть в шахматы. Мы с мужем стараемся ей привить любовь к чтению. Средний, сын Асан (Красивый, Мужественный), ему 4 года, ходит в садик, любит, чтобы ему читали книги, особенно любит машинки и гонять мяч. Третий — Аян (Ясный, Известный), в июне ему будет 2 года, это непоседа и весельчак.
Дети незаметно растут, стараемся ценить и запомнить каждый момент их жизни.
— Вырастут — подключатся к семейному бизнесу. Кто вам помогает в домашних женских хлопотах? Руководить КФХ и управляться с домом и тремя детьми нелегко?
— В основном родители и сестра. Мама я не строгая. Свободного времени нет, но как-то управляюсь. Женщина — хранительница домашнего очага, а это означает, что я должна обеспечивать комфортную обстановку в доме и поддерживать то душевное тепло, которое позволяет детям расти счастливыми, а супругу отдохнуть после трудового дня, восстановить силы.
— Ну, а теперь о делах.
— Как раз дети в какой-то мере и стали причиной того, что мы занялись сельским хозяйством.
Мы жили в Оренбурге. Я училась в педуниверситете. Муж Дидар занимался частной юридической практикой, я была в декрете. Мы постоянно покупали молоко и молочные продукты на молочной кухне, и это ощутимо било по бюджету. Ну, и большой город, выхлопы машин, скученность… Именно тогда у нас родилась мысль уехать из города в село и завести собственное хозяйство, тем более что наши родители жили в селе и имели небольшое подворье.
— Кто есть кто сейчас в вашем КФХ?
— В семье все имеют отношение к сельскому хозяйству. Я всякий сельский труд знаю. Свёкор Саулебай Туршинов по образованию зоотехник, имеет и фермерский опыт в области растениеводства. Свекровь Жиентай — хороший бухгалтер. Мой отец, Сансыбай Нурмухаметов, всю жизнь работает скотником, знает о содержании и уходе за животными практически всё. Моя мама, Зиеда, — опытная доярка, 30 лет работает. Поэтому мы сразу получили поддержку родителей с обеих сторон.
— А почему главой хозяйства стали вы, а не кто-то из старших мужчин?
— Юридически мы решили оформить КФХ на меня. Но это всю мою родню надо спросить, почему руководить доверили мне. При этом фактически все ключевые вопросы в нашем хозяйстве решались и решаются на общем семейном совете.
Обязанности были распределены так: заготовкой кормов, подготовкой техники занимается свёкор. Мои родители непосредственно ухаживают за скотиной. Свекровь ведёт бухгалтерию. Муж Дидар отвечает за юридическое сопровождение нашего КФХ и финансовые вопросы, в том числе привлечение денежных средств, особенно на первоначальном этапе. А я отвечаю и за всё в целом, и за то, с чего начинала, — за сбыт излишков.
Мы изначально поставили задачу — не только обеспечивать свою семью молочной продукцией, но и по возможности зарабатывать на этом. Начали в 2015 году. Решили приобрести 10 голов КРС. Небольшие накопления для этого у нас к тому времени были. Стали получать первую молочную продукцию
— И так легко всё сразу пошло?
— Нет конечно. Мы поняли главное — взять можем только качеством. Молоко у нас заказывали не только друзья, но и друзья друзей, знакомые. Работало сарафанное радио. Никогда бы наша продукция не стала пользоваться спросом, если бы не качество, которое мы предлагали клиентам. За качество отдельное спасибо моей маме, она отличная доярка.
Сначала реализовывали (для этого обязательно нужна справка) молоко в посёлках Теренсай, Адамовка. В этом году за счёт увеличения объёма молока отвозим и на молзаводы Адамовского, Новоорского районов и Ясненского городского округа. Надо было расширяться.
Примерно через год-полтора муж успешно провёл переговоры со Сбербанком, и мы получили достаточно выгодный кредит, за счёт которого увеличили поголовье и доукомплектовались необходимой техникой для производства кормов.
Было понятно, что корма надо производить самим. За время существования нашей фермы численность КРС выросло до 180 голов, построили и оборудовали коровник для стойлового содержания животных, приобрели необходимую технику.
В прошлом году в хозяйстве появилось новое направление деятельности — растениеводство. На арендуемой площади были посеяны пшеница и ячмень. Сейчас это направление будет развиваться на постоянной основе на землях, взятых в долгосрочную аренду, а это предполагает внедрение целого комплекса агротехнических мероприятий.
Конечно, об успехах хозяйства гораздо проще рассказывать, чем его поднимать. Нам было очень непросто, приходилось привлекать и заёмные средства.
— А что с кадрами? Хозяйство растёт, и как вы ни помогаете друг другу, без наёмных работников не обойтись. А в селе сейчас все говорят: с одной стороны, работы нет, с другой — некому работать.
— Быть дояркой — дело не из простых, не все мечтают о такой работе. Я не понаслышке знаю, как это тяжело. Несмотря на то что мы предлагали стабильную ежемесячную зарплату, очень долго не могли подобрать персонал. И уже тогда возникли первые мысли о том, что в будущем надо как-то по-иному решить этот вопрос.
— Вот тут мы подошли к интересному повороту. В сияющем зале торжеств оренбургского агропрома в тот апрельский день 54 фермера получили сертификатов на общую сумму почти 317 миллионов рублей. И все встрепенулись: из этой суммы 30 миллионов получает Айнагуль Туршинова из Теренсая Адамовского района, глава крестьянского фермерского хозяйства. И название инновационного гранта впечатлило: «На строительство роботизированной фермы». Что это за проект?
— Именно желание по-новому решить кадровую проблему, и не только её, привело нас на одну из современных ферм Республики Татарстан. Роботизированную молочную ферму с системой добровольного доения.
Основное отличие системы добровольного доения от прочих — это то, что коровы самостоятельно решают, когда они хотят подоиться. В течение суток они свободно ходят по коровнику, кормятся, отдыхают, а когда чувствуют, что готовы к дойке, самостоятельно идут к роботу-дояру. Робот автоматически определяет, какая именно корова подошла, самостоятельно проводит все необходимые гигиенические процедуры с выменем коровы, включая его подмыв, подсушку. И только после этого приступает к дойке. При этом в отдельную ёмкость сдаиваются первые струйки молока. И если молоко, например, получено от заболевшей коровы, то робот тут же автоматически в режиме реального времени отправляет ветеринару SMS о том, что корова заболела. Таким образом, молоко, полученное в результате роботизированного доения, экстра-класса. Выше качества просто не бывает! Такое молоко применяется для изготовления йогуртов, детского питания.
Помимо этого робот отслеживает множество других параметров коровы, от персонального учёта надоя до необходимости осеменения коровы в срок с большой точностью. Такая организация фермы нас заинтересовала и впечатлила. У нас в Оренбургской области пока нет таких ферм.
Мы заболели идеей создать на базе нашего хозяйства роботизированную ферму. И начали работу по сбору документов на получение гранта. Этим занимался мой муж Дидар. Работа была непростая, но мы справились. Полученный грант в 30 миллионов рублей планируем использовать на строительство нового коровника, приобретение двух роботов-дояров, закупку высокопродуктивного скота. При этом, согласно условиям конкурса, для реализации проекта мы должны использовать и собственные, в том числе заёмные, денежные средства в сумме не менее 20 миллионов рублей.
Несмотря на то что робот-дояр как бы забирает работу у людей-дояров, реализация этого проекта предполагает создание новых рабочих мест: непосредственно оператора робота-дояра, ветеринара, скотника, механизаторов для заготовки кормов. Мы считаем, что использование подобных современных технологий в сельском хозяйстве позволит нам привлечь на работу сельскую молодёжь, которая, как правило, после окончания школы уезжает в города и потом не возвращается.
— Губернатор Юрий Берг, открывая церемонию вручения грантов, сказал: «Победители конкурса на получение господдержки должны выполнять все контрольные точки бизнес-планов и расходовать каждый государственный рубль разумно и ответственно. Теперь от вас зависит не только успех вашего дела, но и во многом развитие ваших сёл, благосостояние односельчан, а в целом — будущее сельского Оренбуржья. И я от всей души желаю вам успехов!» Но, вручая вам сертификат, он что-то вам сказал отдельно.
— Он сказал: «Не подведите!» И мы постараемся.
Вильям Савельзон, фото- Валерий Гуньков, газета «Оренбуржье»