Модернизация, оснащение профильных классов и единый стандарт: эксперты внесли предложения в программу капремонта школ
Инициативы позволят повысить качество образования и создать комфортные условия для школьников
Программа капремонта школ должна содержать в себе единые нормы при обновлении образовательных учреждений и предусматривать полноценное оборудование зданий всем необходимым, заявила депутат Госдумы Алена Аршинова, открывая круглый стол на тему «Большой школьный ремонт», который прошел 6 августа.
— Не нужно ограничиваться ремонтом, мы должны делать школу под ключ, разработав стандарт проведения капремонта. Необходимо проверить подключение интернета, оборудовать школу компьютерами, спортивным инвентарем, медкабинетом, пищеблоком и рассмотреть возможность пристроек, которые увеличивают полезные площади, — сказала она.
Депутат добавила, что гораздо серьезней вопрос капремонта школ стоит в сельской местности.
— Считаю, надо предложить найти источники финансирования и увеличить число школ, в которых будет капремонт, — сказала Алена Аршинова.
Единый стандарт должен применяться не только при проведении работ, но и при подаче документов о включении в программу, считает зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова.
— Централизованная подготовка проектно-сметной документации (ПСД) поможет регионам нарастить темпы проведения капитального ремонта школ, и к 2026 году закрыть этот вопрос в соответствии с данным ранее поручением главы государства, — сказала она.
Чтобы ускорить процесс подготовки ПСД надо обращать внимание на факторы, которые зачастую приводят к расторжению контрактов, и на нормативные акты, которые влияют на ввод объектов в эксплуатацию. Речь идет о нормах СНиП и СанПиН, которые быстро меняются, пояснила Лариса Тутова.
В программу капремонта школ должно войти оборудование медкабинетов — это позволит создать условия для полноценного медицинского сопровождения учащихся, считает депутат Волгоградской областной думы Алексей Волоцков. Речь идет, в частности, о наблюдении за состоянием здоровья школьников, контроле за качеством питания, присутствии медиков на спортивных мероприятиях с большим количеством участников, контроле соблюдения санитарно-эпидемиологических требований во время пандемии.
— При этом нужно пересмотреть и сам стандарт оснащения медблока в части совершенствования и дополнения его новым современным оборудованием, — отметил Алексей Волоцков.
Важно не забывать и про техническое оснащение классов, продолжила тему директор НИИ «Информационные технологии и телекоммуникации» Дагестанского государственного технического университета, сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Республике Дагестан Елена Павлюченко.
— Это касается и лабораторий, и лингафонных кабинетов иностранного языка. Важно обеспечить широкополосный доступ в сеть интернет с организацией беспроводного доступа во все учебные помещения», — указала она.
Ректор РХТУ имени Д. И. Менделеева, профессор РАН, доктор химических наук Александр Мажуга предложил включить в программу капремонта школ оснащение профильных классов. Они могут стать местом притяжения для школьников, которые получили бы возможность заниматься там во второй половине дня, в летнее и внеучебное время.
В пример Александр Мажуга привел федеральный проект вуза — «Менделеевские классы». К нему уже подключились 13 общеобразовательных школ в восьми субъектах РФ: Удмуртской и Чеченской республиках, Иркутской, Кировской, Курганской, Саратовской, Томской и Тюменской областях.
— Когда мы вошли в эти школы, в них не было минимального оборудования для проведения любых химических экспериментов. Два года назад, например, в 10 классе только 33% ребят хотели связать свою жизнь с естественно-научной дисциплиной. После двух лет обучения в «менделеевских классах» — уже 82%, — отметил Александр Мажуга.
В программу капремонта должны войти и малокомплектные школы, которые выполняют важную функцию на селе, уверена ректор Курской государственной сельхозакадемии имени И. И. Иванова Екатерина Харченко.
— Несмотря на малокомплектность, многие сельские школы остаются открытыми, потому что об этом просит местное население, поскольку школа там — это не только образовательное учреждение, а социокультурный центр, — подчеркнула она.
Не менее важный вопрос — обеспечение антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности учреждений. Начальник ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» Татьяна Машковская подчеркнула, что эта проблема актуальна как для городских, так и для сельских школ. Для решения проблемы нужно внести изменения в федеральный закон о госзакупках и определить единый межведомственный регламент технического оборудования, который бы включал в себя системы пропуска, оповещения, «кнопки», видеонаблюдение, сигнализация и так дал
При проведении капремонта важно учитывать растущую стоимость строительства. Иногда она не позволяет в текущем году проводить работы по ценам прошлого года, отметил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. «Это все должно быть учтено и Министерством финансов, и Министерством образования», — сказал парламентарий, отметив, что сегодня вся образовательная сфера и инфраструктура школ недофинансированы.
Заместитель министра просвещения Андрей Николаев поддержал ряд предложений, озвученных на площадке.
— Все, что связано с антитеррором — однозначно поддерживаем, но в данном случае, естественно, в части физических элементов антитеррористической защиты. Это и ограждения, и входные группы, они вполне подходят под то, что связано с капитальным ремонтом. То, что связано с медициной — абсолютно точно также, по «физике» никаких препятствий, и это правильно. То же по пищеблокам — действительно, было странно не включить их. Это часть школьной инфраструктуры, — отметил он.