«Маяк» — не гетто
Корреспонденты RIA56 восстанавливают изрядно подмоченную репутацию оренбургского района «Маяк» подробным историческим экскурсом.
Район с плохой репутацией — таким считают оренбуржцы Маяк, который находится на северо-западе города. Однако история этого места гораздо интереснее и богаче, чем мнение о нем. С горой Маяк, на которой расположился район, связано много преданий и легенд.
Для начала стоит перенестись на 2500 лет назад. Тогда на территории оренбургских степей жили кочевые племена савроматы, позже сарматы — так называли обширную группу родственных племен: аорсов, аланов, роксоланов, язаматов… Уже в настоящее время при добыче известняка на Маяке, в каменоломнях, рабочие находили различные предметы быта, которые савроматы клали в могилу во время погребения: бронзовые и медные топорики, наконечники стрел, круглый столик из камня, череп с застрявшим наконечником, стрелы и другое.
Спустя 2000 лет на этом месте обосновались другие кочевники. В 15 веке гора Маяк стала пристанищем ногайского хана Басмана. По легенде, он бежал сюда аж из Крыма, спасая себя и орду от моровой язвы. Не случайно он выбрал для стоянки гору Маяк: с нее открывался прекрасный вид на степи, да к тому же оттуда было удобно подавать сигналы тревоги. Для этой цели Басман поставил на горе сторожевую башню — гору сухого дерева, хвороста и соломы, которая в случае наступления опасности поджигалась. Хан построил на Маяке большой город кочевников — из 17 тысяч белых кибиток. Поэтому место так и стали называть — «Ак-Тубай», что означало «Белый город».
Проходит еще два века и уже не кочевники, а бунтовщики занимают гору. В конце 18 века на ней располагался отряд Пугачева, который не упускал возможности демонстрировать с возвышенности многочисленность своего войска. Здесь, на Маяке, 13 ноября 1773 года повстанцами был разбит двухтысячный отряд полковника Чернышева.
Возле горы Маяк, следуя из Оренбурга в Бердскую станицу, 19 сентября 1833 года проедут В.И. Даль и А.С. Пушкин. Позже упоминания об этом месте появятся у Александра Сергеевича в заготовках к «Истории Пугачева», а затем и в самом тексте «Истории». О Маяке также скажут П.И. Рычков в «Летописи», и И.И. Осипов и М.Н. Пекарский в своих записках.
Маяк это не только события, но и памятные сооружения. В 1894 году здесь строится лагерная церковь детского корпуса во имя св. Марии Магдалины. Через пять на территории Богодуховского мужского монастыря, появившегося на горе еще в 1867 году, возникает Иоанно-Предтеченская церковь.
В настоящее время на Маяке находится детский противотуберкулезный диспансер. Кстати, сто лет назад на этом же месте располагалось другое детское учреждение — профилакторий.