Лучше память без ленточки, чем ленточка без памяти…

Сегодня эту ленточку носить

На сумке можно, можно – в виде брошки,

Но я прекрасно помню и без лент,

Как бабка не выбрасывала крошки.

И. Растеряев

День Победы позади. Оренбуржцы поздравили родных и близких, почтили память погибших фронтовиков, побывали на торжественных мероприятиях и запаслись новой партией георгиевских ленточек. В одном только областном центре в преддверии 9 мая их раздали 150 тысяч.

Акция по распространению символических лент в честь  Дня Победы впервые прошла в 2005 году. С тех пор в мире их роздано  больше 50 миллионов. Как все, что становится популярным, акция «Георгиевская ленточка» быстро приобрела критиков. Кто-то стал говорить, что Георгиевская лента на самом деле раскрашена в цвета гвардейской,  другие утверждали, что лента имеет статус награды, а по закону «изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, — влечет наложение административного штрафа», третьи вообще увидели во всем политическую подоплеку, мол, так с праздника Победы вытесняется коммунистическая символика. Эти споры идут до сих пор, однако большинством ленточка была встречена с одобрением и даже принята как символ победы и памяти.

Сейчас черно-оранжевый биколор мелькает и на лацканах пиджаков представителей всех ветвей и уровней власти, и у молодых людей, в телевизионной рекламе, на одежде журналистов центральных телеканалов, на билбордах, да в общем, везде. Любой, кому посчастливилось присутствовать на раздаче лент, видел, с какой скоростью они расхватываются из рук волонтеров. Популярность лент подтверждают результаты опроса, проведенного порталом RIA 56. 89% проголосовавших поддержали акцию по раздаче Георгиевских ленточек.

Аргументы большинства поддержавших сводятся к простой формуле: «Лента соединяет людей. Надеть ее — это дань уважения нашим ветеранам. Тем, кто не щадил свою жизнь, защищая нашу страну». Ответ имеет под собой реальные основания, но, разумеется, не полный.

Огромная доля популярности ленточки еще и в том, что она очень хорошо «раскрученный» визуальный образ, узнаваемый, легко запоминающийся и, вероятно, ассоциирующийся у большинства «с какой-то военной наградой». Хорошую узнаваемость не преминули использовать рекламщики, как социальные, так и коммерческие. Лента на логотипах, на растяжках, в телевизоре. Вкупе со слабостью в  истолковании смысла акции, по продвижению ленточки как символа, к которому надо относиться с уважением, это сделало ее одноразовым атрибутом вроде воздушного шарика, а саму акцию превратило в подобие флешмоба.

Отсюда случаи, говоря казенным языком, нецелевого использования. Или, правильнее сказать, неуместного. В Москве ленточками украшали биотуалеты, в некоторых торговых точках их наматывали на бутылки с водкой, повсюду ходили «ряженые», с ног до головы увешанные «символами праздника Победы», лентами шнуровали ботинки и т.д. Их, в конце концов, просто напросто выкидывали. Потом, аккурат к весенним праздникам, из под растаявших снежных завалов появлялись потрепанные, грязные и выцветшие ленточки.

Проблема, может быть, в том, что статус ленточки не  закрепился  в общественном сознании . С одной стороны – вроде почти официальный символ праздника, с другой – нет никакой ответственности за осквернение, платное распространение и т.д. Эти вопросы регулируются, правда, «Кодексом Георгиевской ленточки», с которым мало кто знаком. Вот и выходит, что  прочной связи между ленточкой и памятью о павших фронтовиках, с  Победой просто нет.

Георгиевская ленточка как символ вообще имеет опасность потерять всякую связь с объектом реальности (в нашем случае памятью, благодарностью) и превратиться в китч. Тогда уж лучше память без ленточки, чем ленточка без памяти

С другой стороны, если общество решило и приняло георгиевскую ленточку как символ праздника, символ уважения, то нет ничего зазорного в том, чтобы с помощью этого символа свидетельствовать о своем  духовном участии.  Коль так, то и отношение к ленте должно быть соответствующее. Если иначе, то  уж лучше «помнить и без лент».