Конституционный суд РФ разобрал запрос Верховного суда о переплаченных миллионах
Столкнувшись с непростой ситуацией, судьи Верховного суда РФ попросили коллег из Конституционного суда проверить на соответствие Основному закону целый список «налоговых» статей нескольких законов.
Авторы запроса сомневаются в оправданности такого ограничения. По их мнению, ограничение права на распоряжение образовавшейся переплатой не должно приводить к ограничению права собственности без достаточных на то оснований. Плательщик страховых взносов лишается права распорядиться своим имуществом в силу лишь одного факта разнесения сведений об уплаченных взносах по лицевым счетам застрахованных лиц — безотносительно того, способен ли возврат излишних платежей в действительности привести к нарушению их прав.
Верховный суд также обращает внимание на отсутствие самого механизма зачета страховых взносов, излишне уплаченных за периоды до 1 января 2017 года в счет уплаты страховых взносов, которые урегулированы с указанной даты в Налоговом кодексе РФ. Исходя из этого, заявитель попросил Конституционный суд РФ проверить оспоренные нормы на соответствие Конституции РФ, ее статьям 19, 35 и 55 (источник).
История началась с того, что Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного cуда РФ рассматривает кассационную жалобу ООО «Газпромнефть-развитие» на решения судов. Суды отказались удовлетворить жалобу компании и обязать отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вернуть ей излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В 2014 году ООО «Газпромнефть-развитие» ошибочно уплатило в Пенсионный фонд РФ больше 2,5 миллиона рублей страховых взносов с выплаченных своим работникам сумм возмещения затрат по найму жилья в связи с их вынужденным переездом к новому месту работы. Суды установили, что возврат денег невозможен, поскольку сведения об уплаченных взносах учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц — сотрудников компании. Запрет на возврат страховых выплат в таких случаях прямо предусмотрен в утратившем силу с 1 января 2017 года Законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и с 1 января 2017 года установлен в пункте 6.1 статьи 78 Налогового кодекса РФ.