Кардаиловская игрушка. Оренбуржец уместил в сельском музее казачью сотню

Кардаиловская игрушка — еще один бренд Оренбургской области.
Живым и располагающим к беседе, удивлению и восхищению дом-музей казачьей семьи Нестеренко делают глиняные фигурки – авторские игрушки краеведа Валерия Бешенцева в селе Илек Оренбургской области.
У него, заведующего филиалом Илекского районного музея, в просторном доме из четырёх комнат нет не то что своего кабинета, даже уголка. У входной двери стоят только низенькое старое кресло и табурет, где он не чаи распивает, а изо дня в день делает новых глиняных казаков.
Сюда на работу ему даже приносит обед жена. Домой художник приходит зимой в девять часов вечера, а летом ещё позже. Вот поэтому музей выглядит богатым. Миниатюрные казаки и солдаты заняли здесь самые выигрышные места.
Пока автор не продаёт свои изделия, хотя любому туристу после экскурсии, которую заведующий тоже мастерски проводит, хочется увезти домой символ илекской земли.
Местным школьникам, которые с удовольствием приходят в музей, Валерий Григорьевич показывает материал, из которого получаются нарядные экспонаты. Рассказывает о технологии производства. Со школами он договаривается о том, чтобы в группе было не больше семи-восьми человек. Тогда дети лучше воспринимают увлекательный исторический рассказ.
Заглянув в самый красивый дом села Кардаилово (пускай не обижаются на нас остальные жители), мы узнали о новой идее музейного деятеля. Его мечта – создать музей «Капитанской дочки» в селе Нижнеозёрном. Уже готовы первые глиняные экспонаты: Миронов, Гринёв, Швабрин. Вот только Маши пока нет, потому что Валерий Григорьевич специализируется на мужской военной казачьей игрушке. Также мастер надеется, что возле дома-музея в Кардаилове появится подворье, на котором будут выставлены более масштабные экспонаты.
– Наш Оренбургский край всё время рассматривали как край сельских тружеников, сейчас – край газовой отрасли, – объясняет свою задумку автор, – но, на мой взгляд, поскольку мы потомки казаков, то и казачья культура нам не чужда. И без этих традиций не может быть нашего национального самосознания.
Родоначальник семьи Нестеренко Иван Михайлович принял тайный монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и стал монахом Иннокентием. В доме сделали перегородку и отвели ему отдельное место, которое стали называть кельей. Когда дедушка молился, в доме все затихали, даже дети. Умер Иван Михайлович в 1913 году.
Инна Ломанцова, фото — Олег Рукавицын, газета «Оренбуржье»