«Капитошка» принял первый инклюзивный заезд детей

С августа 2018 года команда благотворительного фонда «НАШИ ДЕТИ56» реализует в Оренбурге проект «Капитошка». Этот проект был создан с целью создания комплексной системы социальной реабилитации и социализации для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Занятия в «Капитошке » проходят бесплатно на базе санатория «Дубовая роща», с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Не так давно в нашем центре состоялся первый инклюзивный заезд. Семьи с особыми детьми и детками с обычными потребностями получили возможность отдохнуть и провести время с пользой все вместе, не выделяя кого-то из детей из-за особенностей его здоровья.

В санатории «Дубовая роща» дети получают в основном физическую реабилитацию ( массаж, лечебная физкультура, грязевое лечение, ванны, физ. процедуры и т.д,), что очень важно на пути к выздоровлению, а благодаря проекту «Капитошка»- стало возможным посещение дополнительных занятий.

Впервые в нашем городе используется такой широкий комплексный подход в физической и социальной реабилитации детей с ОВЗ. Одновременно объединились усилия медицинского учреждения и благотворительного фонда «НАШИ ДЕТИ 56» во благо детей.

В инклюзивном заезде участвовало 20 детей. Благодаря ярмарке, которая состоялась в школе №3 в сентябре, мы получили финансовую возможность оплатить питание и проживание 6 детям из них — это братья и сестры деток с ОВЗ. Вся семья получила возможность поучаствовать в нашем проекте всем вместе.

Специалисты «Капитошки» проводят занятия по направлениям кондуктивной педагогики, арт терапии, музыкальной терапии, песочной терапии и йоги. И в этом заезде все дети обучались вместе.

Все занятия проводились в микрогруппах – это позволяет педагогу учесть индивидуальные особенности каждого ученика, деток с обычными и с особенными потребностями.

Кондуктивная педагогика

Занятия проходили в игровой форме, в атмосфере теплого общения. Действия сопровождаются словом, проговариваются и поются от первого лица вместе с ребенком, что способствует лучшему закреплению навыков. Происходит активное осознание производимого движения. Все правильно выполненные действия поощряются педагогом и получают положительную поддержку. Благодаря этому формируется мотивация двигаться. И, конечно же, успокоиться и привести психологическое состояние в норму помогает творческая часть занятия: на котором дети чувствуют себя творцом. Каждый ребенок делает то, что считает более правильным и красивым. И это хорошо: у каждого своё понимание и представление о красоте. И главное, мамы принимают активное участие и терпеливо помогают братья и сестры! Совместные занятия и взаимопомощь очень сплачивают семью и способствуют гораздо более успешной адаптации в социуме – ведь малыш постоянно чувствует поддержку самых близких людей – своей семьи!

Арт терапия и музыкальная терапия

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Занятия творчеством способствуют развитию моторики рук, при этом позволяя детям проявлять свою фантазию.

И эти занятия вполне подходят для инклюзии. Совместное творчество укрепляет семейные связи, делает фундамент для личностного развития прочнее. Дети рисовали обычными способами и нетрадиционными — пальчиками, вилкой, ватными палочками. Часто используют аппликацию и сочетание аппликации и рисования.

На музыкальных занятиях также играли в игры на воображение и изображали звуки природы с помощью музыкальных инструментов. На каждом занятии мы работаем над развитием дыхания и выполняем полюбившиеся детям

упражнения – ветерок, паровозик, жук, лошадка, ёжик, машинка. Очень полюбились ребятам музыкальные сказки. Детки с удовольствием слушали, подпевали и аккомпанировали главным героям. Эти упражнения и игры доступны всем детям независимо от возможностей здоровья.

Песочная терапия

Занятия с песком очень нравятся всем деткам без исключения. У кого-то получаются целые картины, а кто-то любит просто водить пальчиком или рисовать с использованием трафаретов. На занятиях дети вместе с педагогом, с помощью мам или сестер и братьев, устраивали песочный дождик, рисовали пальчиками прямые и извилистые дорожки, оставляли разные следы, рисовали узоры, совсем как мороз на стекле. Занятия на световых столах сами по себе интересные. Меняющаяся подсветка создает настроение, настраивает на творчество. И тогда дети начинают сочинять и рисовать песком целые истории или сказки!

На всех вышеперечисленных занятиях активно используются большие мячи и маленькие массажные мячики «ёжики», развивающие игры, специальные массажные коврики и дорожки. И для второй, творческой, части занятия, конечно же, кисточки, краски, бумага, клей, пластилин, природный материал и материал нетрадиционный. Также в коррекционно-развивающей работе используются пирамиды-сортеры, шнуровка, деревянные бусины, небольшие фигурки сказочных персонажей, геометрические фигуры, и другие игры, которые помогают развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, мышление, внимание.

Йога

Йога также доступна всем. На занятиях учат правильно дышать, чувствовать свое тело, учатся расслабляться, развивают координацию. Разрабатывают подвижность и эластичность суставов. Когда нужно, используется музыка, которая помогает сосредоточиться или наоборот, создает атмосферу спокойствия и помогает гармонизировать психологическое состояние. Йога может полноценно включать внутренние ресурсы, и дать возможность людям с ОВЗ не только адаптироваться в окружающей среде, но и полноценно реализовать себя, личностно, творчески, духовно, в этом нет сомнений.

С самого начала наш преподаватель взяла за правило: все, кто пришел к ней на занятие – работают. То есть если пришла мама с ребенком – работают оба. Как могут! И это правило удачно закрепилось и позволило легко работать в инклюзивном заезде.

Помимо занятий, благодаря поддержке партнеров благотворительного фонда «НАШИ ДЕТИ 56» во время инклюзивного заезда для деток их родителей были проведенные различные интересные мероприятия: мастер-класс по мыловарению, шоу мыльных пузырей.

Благодаря любви к детям, очень интересным и полезным занятиям, стараниям педагогов и готовности семьи поддержать ребенка , все наши усилия не напрасны и колоссальная работа делается не зря! Мы не только помогаем детям с ОВЗ города Оренбурга и области в социальной реабилитации и адаптации, но и вместе с ними рука об руку маленькими шажками идем по пути выздоровления!