Каким ожидается урожай?
Это один из самых актуальных вопросов сейчас. Свое мнение по этому поводу высказали посетители портала
RIA 56.
«Каким, по вашим ощущениям, сложится этот сельскохозяйственный год?» – интересовались мы. В первые дни голосования ответы оренбуржцев были оптимистичными: примерно одинаковое количество голосов набрали варианты «высокоурожайным» и «средним». Но как только на улице установилась жара, взгляды посетителей портала сменились на противоположные. Усугубили ситуацию новости о саранче. В итоге самый популярный вариант – «Опять помешает засуха», за него проголосовали 48% респондентов. Еще 45% поддержали вариант «средним». Так что же нас ждет?
Совершенно ясно, что нашим полям угрожают две опасности – засуха и саранча. Впервые за многие годы Правительство России поставило перед нашей областью задачу в 2013 году собрать урожай зерновых не менее 2,920 млн. тонн. Задача не из простых: в 2012 — крайне засушливом году — наши аграрии собрали 1,450 млн. тонн. И на нынешнее лето, к сожалению, прогноз Росгидрометцентра неутешительный: в мае-июне в Оренбурге ожидается превышение температурной нормы и недостаток осадков, в июле-августе столбик термометра покажет норму, а вот дожди в нужном количестве так и не пойдут. В прошлую засуху до 30% урожая составили озимые. На этот год озимыми культурами планировалось засеять 800 тыс. га. Помешала сухая погода в конце лета – начале осени, из-за чего засеяны были только 510,5 тыс. га. В ноябре в области выпал снег, который в декабре растаял. Наступившие после этого морозы, разумеется, сказались на состоянии озимых. В итоге удалось сохранить около половины от плана – 400 тыс. га. А площадь посева яровых почти на миллион гектаров больше, чем в 2012-м: более 3,2 миллиона гектаров против 2,4 миллионов гектаров прошлого года.
По прогнозам МЧС, температурный режим в области этим летом превысит норму на 10-20%. Однако ведомство предполагает выпадение обильных осадков в виде дождей с градом, сопровождаемых сильным ветром, которые могут сильно повредить посевам сельскохозяйственных культур.
Пожалуй, единственный позитивный прогноз, связанный с погодой – количество пожаров. Их будет не больше, чем в предыдущие годы, даже с возможным сокращением.
Что касается саранчи, то аграрии уже бьют тревогу. Еще в прошлом году МЧС констатировало высокий зимующий запас заразного начала вредителей: 8,39 кубышек на кв. м. на площади 190 645 га. Ведомство оценило прогноз по саранче на 2013 год как неблагоприятный и предположило, что возможны ЧС. На сегодня режим чрезвычайной ситуации введен уже в 18 районах области. Ситуацию усугубляет внезапно наступившая жара.
Обработка полей уже активно ведется в некоторых районах области. Сообщения о том, что саранча встала на крыло пока не поступали, значит, время на борьбу еще есть. Местные власти просят жителей районов немедленно сообщать об обнаружении очагов отрождения саранчи. На борьбу с вредителем в этом году область потратит почти 28 млн. рублей. Будут ли эти деньги выброшены на ветер, покажет урожай. Однако эксперты к существующим мерам относятся скептически.
— Чрезвычайная ситуация в 18 районах – это еще не все, – говорит доктор биологических наук, профессор ОГУ Александр Русанов. – Совсем скоро будет больше, так как каждый год саранча распространяется все шире и шире. Сейчас совершенно очевидно, что сегодня необходимы совместные усилия двух государств. И не на словах, а на деле. С экологической точки зрения, без химических способов борьбы мы не обойдемся. Будет еще лучше, если к ним добавить способы биологические. Победить саранчу можно, но только ударив с двух сторон.
Серьезного объединения с Казахстаном в борьбе с саранчой в этом году, действительно, заметно не было, да и биологические методы (с использованием естественных врагов вредных насекомых), судя по всему, не применялись.
Серьезно помочь в борьбе с саранчой может погода. По все тем же прогнозам МЧС при определенных условиях возможна коррекция распространения вредителей до локальных очагов, с численностью лишь незначительно превышающей экономические пороги вредоносности.
Одним словом, год будет нелегким. А когда он был легким для крестьян в зоне рискованного земледелия?