Как сделать правильный выбор обучения для сотрудников?
Углубление профессиональных знаний с одной стороны и тренинг личностных навыков (soft skills) с другой — две стороны медали в успехе предприятия. Но — как и когда обучать сотрудников? В офисе, без отрыва от производства, или отправлять на мастер-классы? Как выбрать бизнес-тренера? На что обратить внимание при выборе тренера и способа обучения?
Актуализация и закрепление профессиональных знаний должны проводиться регулярно для всех сотрудников, занятых в той или иной области. Тренинги по продажам для менеджеров поддерживают стандарты предприятия и проводятся, как правило, в рабочее время. Но в деловой среде не обойтись без совершенствования личностных навыков, поскольку часто проблема состоит не в освоении нового оборудования или новых стандартов, а в закрепившихся в российском бизнесе поведенческих моделях. Это и отсутствие культуры отношения к ошибкам или привычки высказывать свое мнение, боязнь рядовых сотрудников принятия решений без согласования с начальством, и неумение руководства делегировать полномочия подчиненным.
Тренинг, вынесенный за рамки предприятия, имеет определенные плюсы. Так, сотрудники различных предприятий могут открыто говорить о проблемах, которые часто оказываются одними и теми же в разных коллективах, и могут избежать провала в обсуждение «внутренней кухни» предприятия. Кроме того, тренинг должен быть добровольным, тогда его участники с самого начала открыты к получению новой информации, особенно, если они осознали проблему и готовы ее решить.
Следующее условие – тренинг должен быть довольно конкретным, чтобы стало понятно, что он способен принести реальную пользу. Тогда участники готовы задавать больше вопросов и сами искать решения. Поэтому вынесенный за рамки предприятия тренинг будет иметь смысл, только если направлен на решение конкретных выявленных проблем. Новомодные мастер-классы, в том числе те, что проводятся публичными персонами, часто рассматриваются участниками как мини-отпуск и не несут практической пользы. Люди, их проблемы и опыт, особенно в розничной торговле, очень разные. Полезным будет тренинг в небольшой группе, где обсуждаются конкретные идеи и предложения, которые можно сразу применить на практике – сначала на тренинге, а потом в рабочем процессе.