Истории Победы: Бой на заставе

В Оренбуржье официально стартовал Год памяти и славы, посвященный 75-летию Великой Победы. В память о событиях военных лет RIA56 начинает серию публикаций материалов-воспоминаний из оренбургских газет.

Первой публикацией нашей серии станет материал акбулакской районной газеты «Степные зори» от 1965 года. Воспоминаниями о начале Великой Отечественной войны и о первом бое поделился учитель школы №1 Михаил Александрович Пащенко:

«В лесу темно, потускневшие звезды предвещают близкий рассвет. Мы шли по дозорной тропе, внимательно прислушиваясь к шорохам леса. На границе стояла тишина. Скоро тропка вышла из леса и, огибая болото, вывела нас к реке Буг. Местность была открытой. Обширный луг, заросший сочной травой, раскинулся впереди. Наряд направился к ближайшему пограничному столбу, чтобы нести службу по проверке погранзнаков.

Вдруг оглушительный грохот расколол тишину, заставил вздрогнуть и остановиться. Ко мне подбежал ефрейтор Васильев.

— Товарищ сержант, — заговорил он, — что это такое?

К сожалению, я не знал причины взрыва и тоже с недоумением смотрел на язычки пламени, которые неслись на нашу землю.

Только тогда, когда к взрывам прибавилась пулеметная очередь, и сизый дым окутал лес, я понял – война! Мы кинулись в кусты. Пулеметная дробь усилилась, к ней присоединилась винтовочная трескотня. Трассирующие пули с визгом пролетали над головами. Красная ракета взвилась в потемневшем небе, извещая, что над нашей Родиной нависла смертельная опасность – война. Одна, другая, третья… Целая серия ракет взлетела в розовое небо, сообщая всем, всем, всем, что враг придвигается к нашей земле.

Сделав беглые выстрелы в сторону фашистов, мы отошли к лесу. Дозорная тропа была взрыта снарядами. Мы спешили на заставу. Здесь все были готовы к неожиданному бою. Отдав рапорт начальнику, я занял место у пулемета. Враги продолжали обстрел. Вмиг все преобразилось: валялись разбитые телеграфные столбы, кони носились вокруг заставы, выли служебные собаки. Перебегая от дерева к дереву, старшина Ашурков и повар Васин переносили в подвал раненых и убитых. Враги били беспощадно. К семи часам обстрел утих, и появилась пехота. Гитлеровцы подходили к заставе. Справа, прислонившись к стволу дерева, стоял начальник заставы Михайлов. Быстро сокращалось расстояние между нами и фашистами.

— По нарушителям границы, огонь! – четко командовал Михайлов.

Я поднял педаль и нажал рычаг. Пулемет запрыгал, извергая массу пуль. Стреляли винтовки, разрывались гранаты. Враги падали группами. Оставив более сотни убитыми и ранеными, они обратились в бегство. Мы преследовали их огнем. Затем, внезапно вырвавшись из-за леса, группа немецких самолетов сделала несколько заходов, сбрасывая бомбы. Вскоре бомбежка закончилась, солдаты поднялись из окопов. Немцы были уже близко. Теперь они продвигались осторожно, прикрывая свое наступление методическим огнем из миномета. Первые пулеметные очереди пограничников уложили десятки немцев. Фашисты залегли и стали посылать мины в наши окопы. Тяжело раненым унесли старшину Ашуркова. Мертвым упал сержант Тукмаков. Ранен был второй номер моего пулемета. Весь в крови полз сержант Кузнецов.

Более часа длился этот жестокий бой. Я сменил уже пятую ленту. Один за другим выскакивали из окопов мои товарищи, бросая гранаты. Немцы побежали. Еще одна атака отбита. Враги совсем перестали стрелять. Они словно забыли о нашем небольшом отряде.

Погранзастава зашевелилась: ускакали с донесением связные, увезли на повозках раненых, зарыли в яму документы. Мы знали, что бой еще не окончен, и готовились стоять насмерть. С тыла появились фашисты. Они кольцом окружали нас. Развернув пулеметы, мы снова вступили в бой.

— Пробиваться к дороге! – крикнул начальник заставы и первым бросился на врагов.

С винтовками за ним устремились пограничники. Большая группа врагов выскочила из-за кустов, пытаясь преградить нам путь.

— Бейте их! – начальник припал к пулемету и пустил длинную очередь. Кольцо все-таки было прорвано.

Солнце клонилось к закату. Мы уходили глубоко в лес. Так закончился первый бой на границе в то памятное утро 22 июня 1941 года»