Имею право. Страховщики назвали ТОП-10 нарушений со стороны больниц

Российские пациенты все чаще сталкиваются с нарушениями со стороны медицинских организаций. Случаи незаконного взимания денег за процедуры или затягивание сроков оказания помощи фиксировались и в Оренбургской области. Дабы предупредить споры больниц и пациентов, страховые представители назвали самые частые нарушения и ТОП бесплатных услуг.

Специалисты проанализировали обращения россиян в страховые компании, работающие в системе ОМС и входящие во Всероссийский союз страховщиков, и составили перечень самых частых нарушений прав пациентов.

  1. Возглавляет рейтинг, ожидаемо, неправомерное требование денег за диагностику, лекарственные препараты, в том числе химиотерапию. Подобные случаи регулярно «всплывают» в различных территориях – «виновников» наказывают, практика продолжается, только уже более осторожно.

В свете этого эксперты напомнили перечень бесплатных медицинских услуг по полису ОМС:

— это проведение аппаратных методов диагностики (МРТ, КТ, УЗИ и другие);

— приобретение лекарств при лечении в круглосуточном или дневном стационаре, включая онкологию;

— лабораторные исследования: диагностика инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатиты и прочее), исследования уровня гормонов в крови, щитовидной железе;

— консультации врачей — «узких» специалистов;

— стоматология: лечение кариеса и пульпита, анестезия или светоотвердевающий материал для пломбирования, ортодонтическое лечение;

— операции с применением металлоконструкций и эндопротезов;

— операции по коррекции зрения, в том числе замена хрусталика;

— выдача медицинских справок и заключений (в том числе справок в бассейн);

— оказание плановой медицинской помощи без очереди (в уменьшенные сроки);

— физиотерапия, массаж по медицинским показаниям при медицинской реабилитации.

В случае возникновения споров, эксперты рекомендуют сразу же обращаться к руководителю медицинской организации или к страховому представителю своей компании.

  1. Вторую строчку списка занимает ненадлежащее качество медицинской помощи. Россияне, в том числе и оренбуржцы, жалуются на затягивание лечения, которое вследствие приводит к увеличению стоимости и ухудшению здоровья.
  2. Далее в рейтинге – превышение предельных сроков ожидания консультации «узких» специалистов, госпитализации в профильные отделения, выполнения лабораторных и диагностических исследований.
  3. Необоснованный отказ в оказании плановой помощи, отказ в неотложной помощи вне территорий страхования, преждевременное закрытие листка нетрудоспособности и отказ в его выдаче, отказ в услугах, предусмотренных Программой госгарантий.
  4. Нарушения проведения профосмотров и диспансеризации.
  5. Сомнительная доступность помощи. Под этим пунктом страховщики имеют ввиду ограничение возможности записи к «узким» специалистам, длительно ожидание проведения КТ, МРТ, либо госпитализации для оказания высокотехнологичной помощи.
  6. Фактически, одним из важнейших аспектов качественной помощи является доступность лекарственных препаратов, в том числе для проведения химиотерапии. А их нехватка порой становится причиной трагических последствий.
  7. Еще одно нарушение – запрет на самостоятельный выбор пациентом медицинской организации либо лечащего врача, отказ в прикреплении или неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние учреждения.
  8. Отдельной строчки «заслужили» так называемые приписки в медкартах пациентов. Под ними подразумевается подача учреждениями на оплату в страховую счета за помощь, которая фактически не была оказана.
  9. И последний по порядку, но не по значению, пункт – это неэтичное поведение. То есть нарушение медицинскими работниками этики и деонтологии при общении с пациентами и их представителями.

— В случае, если ваши права нарушают, в том числе предлагают заплатить за помощь, включенную в ОМС. Мы рекомендуем – позвоните, подойдите, спросите. Не оплачивайте сразу, «добровольно» подписав договор об оказании платных услуг, потому что будет очень сложно доказать, что вас к этому побудили. Сразу спросите – а действительно ли вам эта помощь не положена по полису? Сегодня для этого работают телефоны доверия, можно обратиться к представителям страховой компании, — подчеркнула заместитель Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук.