Государственно-частное партнерство не раскроет потенциал, пока не действует федеральный закон

Год назад региональный парламент принял  закон «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве». В рамках его уже есть реальные контракты, но бизнес все же неохотно идет на общие с властью проекты

Государственно-частное партнерство (ГЧП) на сегодня – один из самых действенных способов решения социальных задач. Государство привлекает бизнес, чтобы в условиях дефицита бюджета и при прочих негативных факторах выполнять свои обязательства качественно и своевременно. Бизнес же вкладывает деньги в надежде на будущую прибыль. При этом взаимодействие государства и частника носит временный характер. По истечении срока соглашения объект договора отходит к одному из партнеров. Самый яркий и распространенный пример – строительство дорог. В упрощенном виде схема выглядит так: предприятие строит автомагистраль – это позитивно сказывается на бюджете – предприятие получает из бюджета отчисления. По такому принципу ООО «Регион» сейчас реконструирует дорогу Илек-Ташла-Соболево. Реализуются в нашей области и другие договоры государственно-частного партнерства.

В планах на будущее – строительство на основании ГЧП многопрофильного театрального центра для детей и молодежи. Это своеобразная реинкарнация Областного театра кукол, который, по словам директора Александра Паина, «перерос те маленькие одежды, в которых он живет сейчас». В новом центре планируются три зала: семейный на 200-250 мест, молодежный зал-трансформер на 100-150 мест и детский зал для интерактивных представлений на 80 мест. Кроме этого будут театр-студия, магазин театральных сувениров, зал для куклотерапии, открытая сцена и т.д.

Но это все в проекте. Первые трудности возникают уже с выбором места под строительство центра. Администрация Оренбурга предлагает два варианта: территорию бывшей военной части на набережной Урала и сквер за Национальной деревней. Ни одно из предложений не устраивает ни курирующее проект министерство экономразвития, ни  губернатора. Накануне на совместном заседании общественного и инвестиционного советов Юрий Берг раскритиковал выбор администрации, так как, во-первых, к вышеуказанным местам отсутствует нормальный подъезд, во-вторых, в городе есть районы, где проживает гораздо больше детей, а учреждений культуры и дополнительного образования почти нет, в-третьих, новый центр должен стать украшением города, поэтому не стоит его «прятать». В случае с местом у Национальной деревни тоже накладка, там уже есть перспектива строительства Дома дружбы народов со своим концертным залом.

Что же касается государственно-частного партнерства, то тут у минэкономразвития и руководства театра пока сплошные сложности. До сих пор неясно, на каких условиях планируется привлекать бизнес: как благотворителей или как партнеров, рассчитывающих на возврат средств. Скорее всего, без участия бюджета все равно не обойтись, однако некоторые предприниматели считают, что подобный центр может быть самоокупаемым и даже прибыльным. Главное – определить функции нового проекта. Он может стать как просто «уютным театром», так и «оренбургским Диснейлендом», который сделает наш город привлекательным, в том числе с точки зрения инвестиций. Это определит и способность приносить доход. Вот только до этого пока дело не дошло. Сейчас у министерства экономического развития области другие задачи: во-первых, привлечь инвестконсультантов из Внешэкономбанка, с их помощью сформулировать идею проекта, презентовать его и только потом рассчитывать на инвестиции, бюджет, прибыль и возможные формы участия бизнеса.

Представить себе кукольный театр, который бы окупался при разумных ценах за билет сложно. Но,  по словам директора центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка Александра Баженова, у проекта многофункционального центра есть будущее.

— Концепция современного кукольного театра, как учреждения, которое привлекает поток людей, сформировалась уже давно. Сейчас мы должны думать, как идти дальше по пути развития новых концепций. Здесь у нас не просто театр, а многофункциональный молодежный центр, который способен формировать другие потоки. Этим потокам можно будет предоставлять новые коммерческие услуги. Необходимо развивать культурный проект как якорный, вокруг которого можно сформировать определенный объем поддержки коммерческими доходами, — отметил Александр Баженов.

Еще один плюс как раз заключается в видении театрального центра, как некоего «Диснейленда». Парки семейного отдыха нашего региона в виду климатических условий не могут работать постоянно. Поэтому востребованными и прибыльными могут оказаться проекты, направленные на создание и развитие площадок круглогодичного отдыха для детей и родителей.

Но трудности все равно есть. Государственно-частное партнерство, развитое во всем прогрессивном мире и уже доказавшее свою эффективность, в России пока внедряется медленно. Несмотря на то, что о ГЧП впервые заговорили в середине 2000-х и на сегодня уже почти в 70 субъектах РФ приняты соответствующие региональные законы, федеральная власть с аналогичным документом не спешит. А без закона «Об основах государственно-частного  партнерства в Российской Федерации» на местном уровне появляются проблемы: не все виды отношений между властью и бизнесом вписываются в существующее  законодательство.

На прошедшем заседании предприниматели высказали опасения и даже привели пример ситуации, когда власть, видя выгодный проект, в нарушение договора «отнимала» его у бизнеса. Согласно местному закону о ГЧП, финансовые риски несет частный инвестор, и как только эти риски становятся минимальными (заметим, что  пример касался детского отдыха), представители государства отказывались от услуг предпринимателей, не успевших даже окупить вложения. Справиться и с этими проблемами помог бы федеральный закон.

Пока его нет, ГЧП будет развиваться медленно и такие крупные проекты, как многофункциональный театральный центр, если и будут претворяться в жизнь, то, скорее всего, очень медленно. Бизнес терять свои деньги не хочет, а государство не готово предоставить ему правовые гарантии.