«Гостиный двор» простился с Оренбургом

В Оренбург в 11-й раз прошел Международный театральный фестиваль «Гостиный двор». Тринадцать спектаклей, показанных в течение десяти дней, составили афишу этого театрального праздника, и каждый раз театральный зал был полон.

Признаюсь честно, происходило это не только потому, что оренбургские зрители являются завзятыми театралами, таковых у нас не так уж и много, но, в основном потому, что публика соскучилась по разнообразию театральных постановок. Ведь, согласитесь, постоянно «быть в компании» только одного, пусть хорошего и уважаемого театра, это – неправильно. Мы же не Москва или Питер, где можно выбрать себе зрелище на любой вкус, а провинциальный город, где вопрос «что посмотреть?» решает не зритель, а театр, предлагая нам свое видение театрального процесса. Потому, когда в городе происходит столь значительное событие, как театральный фестиваль, каждый уважающий себя житель считает делом чести посетить хотя бы один фестивальный показ, чтобы узнать, как театр развивается в других регионах.

 

XI фестиваль «Гостиный двор» представил возможность увидеть что-то новое. К чести художественного руководителя фестиваля Рифката Исрафилова, следует сказать, что афиша эта отличалась глубиной содержания и высоким качеством исполнения. Там не было «ржачных» комедий на потребу невзыскательной публики, а, в основном, серьезные драматические произведения, заставляющие зрителя думать и переживать. И даже спектакли, обозначенные, как комедии, таковыми, на самом деле, не являлись. Так, «Корсиканка» (Самарский театр), по сути – лирическая драма, а «Смерть Тарелкина» из Орска – это фарс или гротеск, что, согласитесь, совсем другой жанр.

Главной же темой всей афиши фестиваля, на мой взгляд, явилась тема насилия над личностью. Так, в спектакле «Цветы для Элджернона» (РАМТ), это – насилие над природой человека, когда юноша с синдромом Дауна, в результате хирургической операции на мозге превращается в интеллектуального гения. Но всегда ли высокий IQ делает человека счастливым? В постановке «Пяти вечеров» по пьесе Александра Володина (Челябинский театр им. Н. Орлова) – это насилие заключается в боязни человека быть самим собой, в результате чего имеет место быть отсутствие счастья.

В спектакле «Зулейха открывает глаза» по роману Гузели Яхиной (Башкирский театр им. М. Гафури) – это насилие над целыми народами, оказавшимися в результате безжалостного молоха сталинских репрессий лишенными родного дома, семьи и привычного уклада, и вынужденными ежечасно бороться за жизнь в сибирской ссылке. «Железнова Васса мать» (Свердловский драматический театр, Екатеринбург) – это рассказ о насилии женщины над своим естеством, что приводит к трагической развязке. И, наконец, финальный спектакль фестиваля «Мольер (Кабала святош)» (ЦТРА) – повествует о насилии над художником со стороны власти и церкви.

Впрочем, пора дать слово члену Коллегии критиков, театроведу, редактору журнала «Станиславский» Алле Шевелевой, которая любезно ответила на вопросы RIA56.

— Что Вы можете сказать в целом о программе фестиваля, как она соответствует новым тенденциям развития театрального искусства?

— Хочу начать с того, что в наши дни общей тенденцией стала некоторая усталость зрителя от массмедиа, и, как следствие, желание более чувственного, человеческого восприятия искусства, а это может быть только при живом общении, то есть в театре. Потому так высока сегодня потребность людей именно в театральных постановках. Это наглядно видно на оренбургском фестивале. Несмотря на такую комфортную погоду, залы полны на всех спектаклях. Если же учесть, что программа сформирована, в подавляющем большинстве из серьезной драматургии, то как никогда чувствуется потребность зрителя в откровенном разговоре о проблемах, волнующих человека, несмотря на время и место действия спектакля.

Было много достойных работ, среди которых примерно половина осуществлена молодыми режиссерами, что, несомненно, радует. В качестве примера приведу спектакль Татарского академического театра им. Камала «И это жизнь?…», который поставил вчерашний студент ГИТИСа Айдар Заббаров. Это очень яркая, оригинальная работа, позволяющая донести до зрителя удивительный мир авторского текста, богатый метафорами и аллюзиями. Зрители активно откликались на эту работу, несмотря на то, что многие воспринимали её через перевод в наушниках, что, естественно, затрудняет восприятие.

Еще одна яркая работа молодого режиссера – это «Васса Железнова» в постановке Уланбека Баялиева. Зрители открыли для себя совершенно новую Вассу, которая является одновременно и нашей современницей и женщиной Серебряного века. В ней есть некая тайна и её зрителю предстоит разгадывать на протяжении всего спектакля. Эта Васса заметно отличается от привычных нам по старым фильмам и спектаклям героинь Максима Горького. Очень достойная режиссерская и актерская работа.

— Несколько слов о спектакле «Зулейха открывает глаза», который вызвал большой зрительский отклик.

— Это очень яркий спектакль, удостоенный в этом году Специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска». Тема репрессий, о которых в последние годы некоторые хотят забыть, дана так очень деликатно, через некий «потусторонний» мир, но, тем не менее, правдиво и реалистично. Прекрасны работы художника, композитора, и, конечно, молодого, подчеркну, режиссера Айрата Абушахманова. И еще раз хочу поблагодарить художественного руководителя фестиваля Рифката Исрафилова за прекрасно составленную программу.

Впечатлениями от фестивальных спектаклей с RIA56 делится заместитель председателя Оренбургского отделения Союза театральных деятелей Екатерина Шарапова:

— Самым главным в театральной афише фестиваля было то, что нам показали судьбу человека в современном мире, вне зависимости от того, когда происходит действие. Все спектакли заставляли задуматься о НАШЕЙ жизни. Начало было положено замечательной постановкой Юрия Грымова «Цветы для Элджернона». История Чарли, который неожиданно для всех из слабоумного парня превратился в крутого интеллектуала, но «что-то пошло не так…» и все вернулось «на круги своя», решена яркими театральными средствами, причем при почти полном отсутствии привычных декораций. Авторы виртуозно используют дополнительные выразительные средства (свет, видео, куклы, хореографию и т.п.), чтобы спектакль заиграл новыми красками. Также и в постановке гостей из Уфы «Зулейха открывает глаза» активно используется видеопроекция, что, конечно, давно не новый прием, но здесь он является полноправным участником сценического действия.

— Случались ли на фестивале разочарования или неоправданные надежды на ту или иную постановку?

— В качестве неоправданной надежды назову «Пять вечеров» из Челябинска. Я очень ждала встречи с драматургией Александра Володина, чьи пьесы, по-моему, вообще не шли у нас в театре. (Примечание редакции: Александр Володин – автор таких пьес как «Старшая сестра», «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская», «Дочки-матери», «Две стрелы», «Мать Иисуса» и др.) Но спектакль показался мне очень поверхностным и не раскрывающим сути драматических метаний главного героя Ильина. Многие зрители так и не поняли, почему он лжет своей любимой женщине, выдавая себя за начальника комбината на севере. И актеры не проявили себя в полной мере, хотя володинский текст – это раздолье для артистов.

Главным же разочарованием послужил спектакль гостей из казахского города Нур-Султан (бывшая Астана). Это была трагедия Шекспира «Отелло», где от текста почти ничего не осталось, все свелось к тому, что в угоду динамики действия из постановки ушли целые пласты гениальной мысли автора. Особенно пострадал образ Дездемоны. Очень все поверхностно получилось…

В защиту «Отелло» из Казахстана хочу сказать следующее. Этот спектакль делался, на мой взгляд, в первую очередь для молодого зрителя. Отсюда много резкой пластики, сокращение текста и замена некоторых диалогов и монологов на пластические этюды. Осталась лишь канва взаимоотношений героев с намеком на то, что те, кому это интересно смогут посмотреть полный вариант в других театрах или просто прочесть пьесу. Что же касается самого главного героя, то возникает естественный вопрос: если исходить из общепринятого постулата «Отелло не ревнив, он доверчив», то почему доверие его обращено ко злу, а не к добру? Так ли уж он хорош, этот «грозный лев Венеции», герой-полководец, которого искренне полюбила дочь главы Венецианской республики, а он её просто-напросто предал? Много мыслей возникает по этому поводу, и много спектаклей должно еще появиться, чтобы попытаться разрешить эти неразрешимые проблемы.

Финальным аккордом фестиваля стал спектакль о театре. Это — «Мольер (Кабала святош)» по пьесе Михаила Булгакова в постановке Центрального Академического театра Российской Армии, рассказывающий о драматических моментах в судьбе великого французского драматурга Жана Батиста Мольера. Главной темой и пьесы, и спектакля стала тема «Художник и власть». Булгаков писал эту пьесу в 1929 году (еще не самое страшное было время!), но разрешили её к постановке с многочисленными купюрами только в 1936. Взаимоотношения драматурга XVII века с королем и церковью не очень понравились Сталину.

Власть в пьесе Булгакова признает в свой адрес только славословия, церковь постоянно готова вмешаться в творчество, заявляя о неких «оскорблениях» и покусительстве на «основы основ», и требует запретить «Тартюфа» и «Дон Жуана», а самого автора устранить. На вопрос к постановщику спектакля, народному артисту России Борису Морозову о том, проводились ли параллели с днем сегодняшним, был получен ответ, что была цель наиболее полно довести до зрителя текст Булгакова, а дальше пусть он (зритель) разбирается сам.

Таким вот был XI Международный театральный фестиваль «Гостиный двор». Следующий форум в Оренбурге будет посвящен кукольному искусству, потом мы увидим творчество музыкальных театров, а с драматическими встретимся лишь в 2022 году. На предшествующей фестивалю пресс-конференции Рифкат Исрафилов заметил, что это не совсем правильно, что театральное искусство развивается очень быстро и потому встречи на фестивалях должны быть чаще, и обещал что-нибудь придумать. Очень надеемся, и спасибо за прошедший «Гостиный двор». Было здорово!

Елена Чернова