«Гений Ростроповича — в каждой минуте творчества». В Оренбурге завершился международный фестиваль
Четырехдневный фестивальный марафон стал ярким событием культурной жизни региона, подарив оренбуржцам встречи с выдающимися музыкантами и начинающими дарованиями. Имя гения вдохновляло всех участников международного фестиваля – организаторов, почетных гостей, исполнителей, зрителей.
Гостями фестиваля стали звездные артисты и музыканты, чья жизнь и творчество были связаны с судьбой маэстро. Вдохновитель и главный организатор события – президент Фонда культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича, заслуженный деятель искусств РФ Ольга Ростропович.
— Эта земля греет меня своим гостеприимством. Я очень люблю ваш город и в этот раз привезла на фестиваль друзей, которые никогда не были в Оренбурге. Я очень благодарна оренбуржцам за память о папе и о всей нашей семье Федотовых- Ростроповичей, — отметила дочь маэстро.
На торжественном открытии Фестиваля 22 ноября в областной филармонии легендарный французский скрипач и кинодокументалист Брюно Монсенжон лично представил оренбуржцам свой новый фильм «Мстислав Ростропович. Неукротимый смычок». Работа 2017-го года приурочена к годовщине смерти Мстислава Ростроповича, она включила редкие архивные фото- и видеоматериалы о судьбе виолончелиста.
Брюно Монсенжон стремился к воплощению на экране всех черт многогранной натуры Мстислава Ростроповича – гражданина мира, харизматичной личности, великого музыканта. Кинолента получила главный приз Международного кинофестиваля «Монреаль» как лучший документальный фильм. На фестивальной премьере в Оренбургской филармонии автор был растроган овациями зрительного зала.
— Вы не представляете, какое удовольствие быть в городе, который многое значил для маэстро. Только в России картина о моем друге Мстиславе Ростроповиче могла вызвать такие трепетные чувства зрителей, — сказал после просмотра фильма Брюно Монсенжон.
23 ноября в Областном драматическом театре им. М. Горького прозвучала опера «Иоланта» Чайковского в постановке Центра Оперного Пения Галины Вишневской. Дирижировал оркестром Ярослав Ткаленко, который сотрудничает со школой оперного пения более 15 лет. В 2005 году Ярослав Ткаленко был ассистентом Мстислава Ростроповича в постановке оперы С. Прокофьева «Война и мир».
Премьера оперы «Иоланта» состоялась в марте 2006 года, и тех пор постановка прочно вошла в репертуар Центра Оперного Пения Галины Вишневской. Она была награждена Золотым дипломом в номинации «За лучший оперный спектакль» Московского театрального фестиваля 2005-2006. На сцене Оренбургской драмы роль Иоланты исполняла выпускница Санкт-Петербургской консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова Елизавета Зарянская. В Центре Оперного Пения Галины Вишневской ее наставницей является народная артистка СССР, многие годы возглавлявшая оперную труппу Большого театра Маквала Касрашвили.
24 ноября в концертном зале Оренбургского института искусств им. Л. и М. Ростроповичей выдающееся сопрано, звезда мировой оперной сцены Маквала Касрашвили дала мастер-класс студентам факультета вокального искусства.
— Как и мои коллеги – преподаватели и руководители разных оперных коллективов страны, я заинтересована помочь вокалистам, имеющим творческий потенциал, идти дальше. Я благодарна фестивалю за мое участие в нем, потому что для меня имена Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской знаковые. Успехам в профессии я во многом обязана этим великим музыкантам и счастлива, что вся моя жизнь связана с семьей Ростроповичей, — сказала певица на встрече с оренбургской публикой.
24 и 25 ноября в Оренбургской областной филармонии в рамках VI Международного фестиваля Мстислава Ростроповича выступал камерный оркестр «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР и РФ, лауреата премии «Грэмми» Юрия Башмета.
На первом концерте Юрий Башмет и народный артист РФ Константин Хабенский представили оренбуржцам литературно-музыкальный эксперимент. Прозвучал квартет «Смерть и девушка» Франца Шуберта в переложении Малера для струнного оркестра в мастерском исполнении ансамбля «Солисты Москвы». Константин Хабенский прочитал отрывки из знаменитой пьесы Камю «Калигула». Во втором отделении концерта музыканты исполнили сюиту Сен-Санса «Карнавал животных», где роскошь, придуманная гениальным композитором, была украшена блистательным прочтением поэтического текста к сюите в оригинальном переводе Дмитрия Быкова в исполнении Константина Хабенского.
— Мне кажется, человеческие вопросы, которые в свое время Камю задал в пьесе «Калигула», на сегодняшний день довольно актуальны. Идея создать литературно-музыкальную композицию родилась совместно. Сначала Юрий Башмет предлагал соединить фрагмент из этой музыкальной истории с отрывками из Экзюпери, а я предложил по настроению и по контрасту музыку Шуберта совместить с произведением Камю. А дальше была кропотливая совместная работа, которую оренбуржцы увидели на сцене, — рассказал известный артист
Коллектив Юрия Башмета сотрудничает с Константином Хабенским уже несколько лет. Одним из самых успешных проектов оба мастера считают музыкально-драматический спектакль «Не покидай планету эту» по «Маленькому принцу» Экзюпери, который идет в стенах «Современника».
— Мы надеемся когда-нибудь привезти этот шедевр в Оренбург, — сказал Юрий Башмет и поделился мнением о смысле постановок, представленных на нынешнем фестивале Мстислава Ростроповича.
— Гений Ростроповича проявлялся в каждой минуте творчества: в невероятных шутках, экспериментах, удачных моментах. Он был невероятно глубоким, чутким человеком и слышал больше, чем другие. Как режиссер, замечал неискренность и очень уважал талант. В таком ключе мы и постарались поставить «Карнавал животных» Сен-Санса. А синтез Камю и Шуберта – это самая сложная вещь из нашего репертуара, потому что совмещение гениальной музыки и самодостаточного текста требует от слушателя невероятной концентрации. Поэтому мне очень приятно, что оренбургский зритель так хорошо принял наш творческий продукт, — отметил маэстро.
25 ноября в заключительный день фестиваля в концертном зале института искусств выступили юные стипендиаты Фонда культурных и гуманитарных программ Мстислава Ростроповича под руководством Ольги Ростропович Петр Акулов, Мария Зайцева и Татьяна Крячкова.
Закрытием фестивальной программы еще один концерт Камерного оркестра «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. Оренбургские зрители впервые познакомились с творчеством пианистки Пламены Манговой (Болгария). Соло на трубе исполнил Сергей Стрищенко. В программе прозвучали лучшие произведения Свиридова, Шостаковича и Чайковского.
По признанию дочери великого музыканта Ольги Ростропович, благодаря Мстилаву Леопольдовичу создан отдельный репертуар для виолончели, воссозданы шедевры и написаны новые произведения такими композиторами, как Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Бриттен.
— Мало кто знает о том факте, что папа открыл до-мажорный концерт Гайдна, который до него был неизвестен. Теперь это стандартный репертуар, его играют все виолончелисты и думают, что всегда так было. Папа впервые его исполнил в 1963 году, во время цикла концертов в Московской и Ленинградской филармониях. Он с полной отдачей посвятил себя служению инструменту. Мало того, что папа просил композиторов написать сочинения для виолончели, так он еще учил все их наизусть. Первый концерт Шостаковича он выучил за три дня, — рассказала Ольга Ростропович.
В работе фестиваля впервые приняла участие хранитель Санкт-Петербургского архива М.Л. Ростроповича, музыковед Лариса Чиркова..
— Ольга Мстиславовна делает огромную работу, чтобы сохранить память о творческом наследии отца. Ведь искусство исполнителя по сути своей преходяще: пока музыкант жив, мы можем наслаждаться его игрой, очарованием личности, интерпретацией музыки. Когда исполнитель уходит, очень трудно сохранить его ощущения и чувствование искусства. А Ольге Мстиславовне это удается. Создавая фестивали Ростроповича в Москве, Баку и здесь, в Оренбурге, она сохраняет его дух любви к музыке, открытого музицирования, исполнения произведений на высочайшем уровне. Такие встречи дают чувства наслаждения большим искусством и желанием больше узнать ее. Фестиваль помогает зрителям вдохновиться и полюбить музыку, прийти на концерты еще раз, чтобы их жизнь стала другой – лучше, более одухотворенной, — поделилась своими впечатлениями Лариса Чиркова.