#Этотдень. Гастроли Комиссаржевской в Оренбурге сподвигли на мысль о строительстве нового театра

Весной 1903 года в Оренбург с гастролями приезжала Вера Федоровна Комиссаржевская – прима Александринского театра, ставшая известной после блистательного исполнения своих звездных ролей Ларисы в «Бесприданнице» Островского и Нины Заречной в чеховской «Чайке».

Оренбургские журналисты информировали: «Гастроли В.Ф. Комиссаржевской начнутся со вторника 15 апреля по следующему репертуару: для первого спектакля поставлена будет «Волшебная сказка», в среду 16 апреля «Дикарка» и в четверг 17 апреля (по новому стилю – 28, 29 и 30 апреля) — новинка репертуара императорских театров «Вопрос», сочинение Суворина».

Впечатлениями об увиденном поделился поклонник Мельпомены того времени: «Гастроли госпожи Комиссаржевской в городском театре ограничились всего тремя спектаклями, привлекшими массу публики. Прием был самый восторженный, шумные овации сопровождались и цветочными подношениями. Даровитая артистка очаровала публику талантливой нервной игрой, хотя отнесясь беспристрастно, строго — нельзя не согласиться с некоторыми рецензиями о ней, трактующими, что нервность эта несколько односторонняя у артистки, которая, как пишет один из корреспондентов «Театра и Искусства», всюду остается самой Комиссаржевской».

Оренбуржцам пришлось видеть артистку всего в трех спектаклях. Публика искренно интересовалась лишь самой «особой» гастролерши, нежностью дикции, теплотой и поэтичностью передачи, ее искренним увлечением сценическим положением.

— Конечно, нельзя не поблагодарить случай в лице антрепризы господ Сабурова и Кручинина, давший возможность оренбуржцам «наяву» прослушать это чудо, о котором они столько слышали из текущей прессы, но жаль было слушать артистку в столь мало интересном, одностороннем репертуаре, быть может, объясняющемся слабым антуражем исполнителей и убогими монтировочными средствами нашего театра. Пора бы Оренбургу подумать о постройке нового театра, способного привлекать и обеспечивать хорошие антрепризы. Тогда бы и гостей дорогих, вроде госпожи Комиссаржевской и других известностей, оренбургская публика увидела бы при другой обстановке», — писала местная пресса того времени.

Мечта оренбуржцев о новом здании театра воплотилась в жизнь только через 40 лет. Реконструкция Оренбургского театра, которому в 1932 году было присвоено звание Максима Горького, была проведена с 1945 по 1949 годы. По сути, на месте, которое занимал театр, было выстроено новое здание, в котором всё было специально продумано и приспособлено для постановок спектаклей.