Еще месяц. Евгений Арапов встретит новогодние праздники в СИЗО

Ленинский районный суд Оренбурга сегодня, 6 декабря, на месяц продлил срок содержания под стражей экс-главы Оренбурга Евгения Арапова. Судья согласился с доводами следствия: представитель СК заявил в суде о новых эпизодах по делу и напомнил о том, что экс-мэр может скрыться или надавить на свидетелей. У защиты, впрочем, была своя линия обороны. Заседание по делу Арапова вновь вылилось в пикировку следствия и адвокатов, пролив на свет много подробностей.

За два дня до судебного заседания СУ СК РФ по Оренбургской области распространило сообщение, в котором рассказывалось о двух новых эпизодах по делу Арапова. Речь в них шла о взятке в виде квартир от компании «Статус», а также участии в управлении коммерческой организацией ООО «ГОСТ». Именно с этого и начал следователь Евгений Дастикири.

Шпионские ручки, доверенные лица, новые взятки

По заявлению следствия, Евгений Арапов должен оставаться в СИЗО сразу по нескольким пунктам. Во-первых, экс-глава Оренбурга может скрыться от следствия или надавить на свидетелей. Во-вторых, как отметил Дастикири, большая часть инкриминируемых ему преступлений характеризуется как тяжкие. В-третьих, добавил он, следствию необходимо «завершить все мероприятия».

Рассказывая об эпизоде с ООО «ГОСТ», сторона обвинения напомнила, что компания частично принадлежит так называемому «доверенному лицу Арапова» Ирине Пукало, через которую, по данным следствия, экс-мэр вел коммерческую деятельность и получал взятки. Дастикири также вновь обратил внимание на то, что осенью Пукало продала свою долю в компании «Изумруд» — эти деньги, якобы, предназначались для главы города.

В своей речи следователь вновь коснулся денег на счетах родителей Евгения Арапова, а также напомнил о результатах обысков. К слову, на заседании вскрылся еще один из эпизодов по делу мэра: следователи при обыске нашли у него дома оружие и «шпионские» ручки. Последнее, правда, было моментально разбито защитой: пулеметы оказались муляжами, шашки — почти музейными экспонатами, а когда и кем были приобретены ручки установить не удалось.

Еще загадочнее выглядит дело «Статуса». Следователи регионального СК приобщили к уголовному делу Евгения Арапова постановление о розыске Елены Киселевой. Директор ООО «Статус» является фигурантом по делу о даче взятки. По версии следствия, Елена Киселева лично передала главе Оренбурга документы на две квартиры, общей стоимостью свыше 2,6 миллиона рублей. Взамен Евгений Арапов якобы гарантировал директору ООО «Статус» протекцию и содействие в ее деятельности.

— Елену Киселеву допрашивали в качестве свидетеля. Она документально подтвердила факт продажи квартир, однако доказательств фактического поступления денег следствие не обнаружило, — заявил следователь регионального СК Евгений Дастикири.

Следователь также добавил, что по документам земельный участок, ради покупки которого дали взятку, был приобретен за 40 миллионов рублей.

Купили в 9 раз дороже, да еще и взятку за это дали?

Эпизод с ООО «Статус» вызвал самую ожесточенную дискуссию между защитой и следствием. Адвокат Арапова Игорь Рева обратил внимание на то, что глава Оренбурга якобы получил взятку за то, что содействовал продаже участка земли «Статусом» у «НСТ-групп» в лице депутата Горсовета Александра Полякова. Он же дал свидетельские показания против Киселевой и Арапова.

— Следствие не приводит ни рыночную, ни кадастровую стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земли почти в девять раз дешевле уплаченной за нее суммы в 40 миллионов <…>. За это еще и взятку дали? — удивился Рева.

Он добавил, что ранее прокуратура запретила компании Полякова строить на этой земле многоэтажный дом. Это, по словам Ревы, должно снизить рыночную стоимость земли, которая может по факту быть и выше кадастровой.

Адвокат Евгения Арапова также отметил, что ранее отпущенный под домашний арест заместитель главы города Геннадий Борисов и в показаниях, которые давал после сделки со следствием, и на очной ставке делал заявления против Евгения Арапова. Его показания менялись — это может говорить о лжесвидетельстве со стороны Борисова. Рева обратил внимание и на то, что показания Полякова также могут быть далеки от истины. Адвокат подчеркнул, что в ситуации со взяткой квартирой речь идет и вовсе о недостроенном доме, а ни одного факта взятки, кроме показаний свидетеля, нет. Квартиры по факту не существует. Также он снова сослался на недостаточную доказательную базу со стороны следствия.

Игорь Рева настаивал на домашнем аресте для Евгения Арапова. Он также напомнил, что экс-главу можно отпустить и под залог.

— За четыре месяца в СИЗО следственные  действия с Араповым проводились пять раз. Все это можно было сделать и в условиях домашнего ареста. Уехать он не может — загранпаспорт передан стороне следствия. Дома у Арапова жена и трое несовершеннолетних детей, — говорил адвокат.

Он также обратил внимание на то, что за четыре месяца Арапову не разрешили ни одного свидания с детьми. С женой экс-мэру Оренбурга разрешили увидеться лишь раз, это было часовое свидание через стекло.

Если скажут, что я хотел убить Барака Обаму — Борисов подтвердит

Евгений Арапов после выступления адвоката взял инициативу в свои руки. Экс-мэр выступил с яркой речью, в которой нелицеприятно высказался о своем бывшем заместителе Борисове, а также озвучил недовольство работой следствия и своим нахождением в СИЗО. В первую очередь экс-мэр прояснил ситуацию со шпионскими ручками и оружием, которые нашли в его доме в Ростошах при обыске.

— Я прошу прощения, но должен прояснить некоторые вещи. А то подумают, что у меня целый арсенал изъятого оружия. Там был ППШ (пистолет-пулемет Шпагина — прим.ред.), там был МР-40 (пистолет-пулемет, состоявший в Великую Отечественную войну на вооружении вермахта), там были шашки. Весь этот арсенал — можно взять показания у гражданки Лопатинской (начальник управления по информационной политике администрации города Оренбурга — прим.ред.) — я планировал передать в музей истории Оренбурга. На автомате ППШ написано, что это макет. Если бы я был дома, я бы показал документы. Ничего запрещенного я не хранил. Ручки же лежали у меня в ящике. Они абсолютно пустые, в них ничего не записано. Об их существовании я вообще, если честно забыл, — сказал экс-мэр.

Арапов также высказался по некоторым деталям обвинения.

— Эпизод по ПСК «Вектор» — взятка пресловутой квартирой на несуществующем этаже. Вдумайтесь, что я мог обещать Ершову, 50 процентов муниципальной доли? Просто так отдать? У меня было четыре предложения от застройщиков. Людей, которые хотели участвовать в этом конкурсе. Более того, нужно было получить соглашение комитета по управлению имуществом. Более того, Ершов прекрасно понимал, что Счетная палата сразу выявит любое нарушение, — сказал он. Что касается сегодняшних обвинений… Я хочу вспомнить, будучи главой города, я с этим сталкивался постоянно. Один застройщик строит новый микрорайон на Томилинской. Сносит старые дома, строит новые, за свои деньги переселяет туда жильцов из ветхого жилья и продает оставшиеся квартиры… Там же был участок Полякова в 10 соток. Он хотел дорого продать, она намеревалась купить за определенную цену. Я должен был решить этот вопрос, собрать их, и они со мной встречались порядка пяти-шести раз при прокуратуре, юристах, сотрудниках мэрии. Мне казалось, они нашли компромисс. В сумму я не вникал, но то, что сказали сейчас… 40 миллионов за десять соток на Томилинской — мягко говоря, хорошая цена. В чем мне тут предъявляют обвинения, я не понимаю. Если оба сегодняшних обвинения строятся на показаниях Полякова и Борисова, если это действительно так, то это ложь, заявляю официально. «Все что было не с тобой — помни» — это о Борисове. Если следствие скажет, что я хотел убить Барака Обаму, Борисов и это подтвердит. Можно смеяться, но доходит до абсурда. Товарищ-кивок, где надо и где не надо.

Арапов также призвал своего адвоката не слушать обвинения, построенные на ложных показаниях. Он попросил его начать процедуру подготовки обжалования возбужденных уголовных дел.

— На всех заседаниях суда — 16 августа, 24 августа, в октябре я говорил, что готов доказывать свою невиновность. Не так давно следствие предложило мне косвенно или прямо признать вину в обмен на домашний арест. Представьте себе, какая мотивация при этом сбегать от суда? Мне на бумаге пишут — он может скрыться от следствия! Никуда я скрываться не собираюсь. А то, что я якобы продолжу преступную деятельность — это надумано следствием. За четыре месяца, что я тут нахожусь, меня познакомили с экспертизой и обвинением. Очная ставка с Борисовым состоялась в ноябре, а планировалась в сентябре! — отметил экс-мэр.

Евгений Арапов предположил, что очную ставку провели так поздно, чтобы обосновать продление его содержания в СИЗО. Все следственные действия, по его словам, можно было проводить и под домашним арестом. Никакой необходимости находиться в изоляторе нет, убежден Арапов.

— Я четыре месяца не видел детей, а они меня. Самым младшим по четыре года. На строгом режиме чаще дают видеться. Один раз дали встретиться с женой, многодетной мамой — мы с ней живем 20 лет! И по телефону час времени. И все. Я хотел бы сказать, как это называется, но не буду. Меня от близких просто огородили, и это очень жестоко, — заключил он.

Еще месяц

Суд провел в совещательной комнате более часа. Ходатайство следствия было удовлетворено лишь частично. Евгений Дастикири просил продлить Арапову срок заключения на два месяца, судья дал лишь один, мотивировав это тем, что месяца для завершения следственных действий вполне достаточно.

Сторона защиты намерена обжаловать продление ареста, отметил после заседания Игорь Рева. Согласно вердикту суда, Евгений Арапов пробудет в СИЗО как минимум до 8 января. Новогодние праздники он встретит в изоляторе.