Эпидемия «Онко». В Оренбуржье за год диагностировали почти 10 000 новых случаев рака

Онкопатология наложила серьезный отпечаток на демографическую ситуацию в России. За последнее десятилетие рак прочно укрепился на втором месте в структуре смертности, а также стал основной причиной получения инвалидности. В Оренбургской области показатели по заболеваемости еще более удручающие. О том, что делается, чтобы побороть эпидемию, и о возможностях современной иммунотерапии RIA56 рассказали в Оренбургском онкодиспансере.

Тревожные «рекорды»

Представители оренбургской онкослужбы пояснили, что высокий уровень смертности и инвалидизации обусловлен прежде всего высокой заболеваемостью. Так, в Оренбургской области в прошлом году зарегистрировано 9 549 новых случаев рака, это больше чем в 2016 году. В целом, за последние 10 лет заболеваемость в регионе возросла на 22 процента при показателе по России в 12,7 процента.

Рост онкологической заболеваемости фиксируется не только в Оренбургской области, но и в стране, и в мире в целом, — пояснил главный внештатный онколог министерства здравоохранения области Сергей Суходолец. — Основной причиной такой тенденции ученые называют увеличение продолжительности жизни населения, то есть чем старше становится человек, тем больше у него шансов заболеть онкологией.

«Очаги» заболеваемости в Оренбургской области расположены неравномерно. Больше всего случаев онкопатологии приходится на северную и западную зоны региона. Наивысшие показатели по заболеваемости в Кувандыкском городском округе, Грачевском, Курманаевском, Шарклыкском, Бузулукском, Сакмарском и Бугурусланском районах. Меньше всего заболевших в Ясненском городском округе, Домбаровском, Ташлинском, Тоцком, Первомайском, Переволоцком и Александровском районах.

При этом контингент онкологических больных продолжает увеличиваться и в настоящее время составляет уже 3 процента от всего населения Оренбургской области. Для сравнения, по России этот показатель составляет 2,4 процента.

— На учете сегодня состоят 57 782 человека, 53,5 процента из них числятся там пять и более лет. Это фактически выздоровевшие наши пациенты, — подчеркнул Суходолец. — Показатель распространенности на 100 тысяч населения тоже растет, что обусловлено как ростом заболеваемости, так и возрастающим показателем выживаемости.

Больше трети случаев онкологии выявляется на профосмотрах. Это также выше среднероссийского показателя. Так, например, 4 новых случая онкопатологии оренбургские медики обнаружили во время проведения традиционной акции «Маршрут здоровья». Своевременность взятия на учет вновь выявленных пациентов составляет почти 59 процентов.

При этом в регионе велик показатель, так называемой, онкозапущенности. Около 18 процентов случаев диагностируется уже на последних стадиях, когда «сгладить» болезнь практически невозможно. Врачи объясняют это низкой ответственностью россиян за собственное здоровье.

— Менталитет таков, что люди ждут выраженных проявлений болезни, чтобы обратиться к специалистам. Упуская тем самым возможность обнаружить онкопатологию на ранней стадии, — заметил главный внештатный онколог области.

Кроме того, Оренбургская область также «бьет рекорды» и по смертности населения от онкологии. Она в регионе также стабильно выше, чем в среднем по России, и составляет 223 случая на 100 тысяч населения. За год в Оренбургской области от рака умерли 4400 человек. Однако соотношение «заболеваемость – смертность» в регионе при этом более благоприятное, чем в среднем по России.

В структуре онкозаболеваемости в Оренбургской области на первом месте расположился рак кожи – около 14 процентов. Врачи объясняют это обилием в регионе солнечных дней. При этом они отметили, что заболевание поддается лечению, и его эффективность оставляет 98-99 процентов. На втором месте – онкопатология молочной железы, на третьем – рак легких. При этом, если рассмотреть мужчин и женщин отдельно, среди женщин более распространен рак молочных желез, среди мужчин – рак легких.

Два миллиарда за жизнь

Учитывая обстановку, онкологическая служба Оренбургской области поделана на три большие зоны – центральную, западную и восточную. В центральной зоне главным учреждением является Оренбургский онкологический диспансер. Пациенты западной зоны обслуживаются онкологическими отделениями Бузулукской больницы скорой медицинской помощи. Восток области на свои плечи взял достраивающийся Орский онкодиспансер.

В целом по области для пациентов с онкологией функционируют 574 койки, что, по признанию онкологов, все же не достает до принятой нормы. Однако относительно стабилизировать ситуацию должен вводимый в эксплуатацию Орский онкологический диспансер, который «подарит» региону еще 180 коек.

Онкологическое направление стало приоритетом работы федерального и регионального министерств. В рамках масштабной работы по борьбе с болезнью ведомства намерены увеличить объемы оказания онкопомощи населению. В связи с чем возрастут и расходы на онкологическую службу.

Так, в Оренбургской области общие расходы на это направление в 2018 году увеличатся на 783,9 миллиона и составят 1 миллиард 994 миллиона рублей. Расходы на лекарства также вырастут на 730 миллионов – до 1 миллиард 654,6 миллиона рублей.

Надежда на иммунитет

Вместе с расширением онкологической службы страны появляются и новые методики борьбы с раком. Одной из которых является иммунотерапия, не так давно ступившая на пороги российских онкоцентров. Чтобы рассказать о современных возможностях лечения в Оренбург прибыли представители Российского общества клинической онкологии, специалисты центров Москвы и Санкт-Петербурга.

— Ранняя диагностика – это важно. Но как бы рано мы не выявляли болезнь, 50 процентов пациентов окажутся с таким диагнозом, который нуждается в лекарственном лечении, и вся продолжительность жизни пациента будет зависеть только от него. И вот одним из новых, революционных методов является иммунотерапия, которая теперь практикуется и в России, — рассказал директор Общества, директор Бюро по изучению рака почки Илья Тимофеев.

Как пояснила его коллега из Москвы, руководитель отделения химиотерапии МНИОИ им. П.А. Герцена Лариса Болотина, это совершенно иной принцип лечения и связан он с тем, что специально введенным препаратом доктора пытаются блокировать молекулы, которые приводят к дезактивации собственной иммунной системы, иными словами, возрождая ее. При этом доктор подчеркнула, что это идеальная гипотеза, и методика способна действовать лишь на определенные группы пациентов. При этом в российской практике уже сегодня существуют клинические подтверждения того, что иммунотерапия работает.

— На самом деле, иммунотерапия – один из старейших методов борьбы с онкологией, — отметил заведующий отделением биотерапии Санкт-Петербургского клинического научно-практического центра специализированных видов медицинской помощи Федор Моисеенко. — Первые исследования этой методики появились еще в начале прошлого века. И сегодня вера людей в эту методику достаточно велика, что связано с отдельными случаями излечения. Но это всего лишь часть.