Эксперт рассказал, что происходит с инфляцией в Оренбуржье

Начало года стало настоящим испытанием как для бизнеса, так и для простых людей. Санкции, инфляция, валютные «качели», колебания процентных ставок. Что происходит с потребительскими ценами в Оренбуржье, когда инфляция вернется к однозначному числу и как изменение ключевой ставки повлияло на желание жителей открывать вклады в банках и брать кредиты – в интервью с управляющим Отделением Банка России по Оренбургской области Александром Стахнюком.

– Александр Васильевич, начнем с самого главного, что всегда волнует народ, – с инфляции. Статистика рапортует о замедлении роста цен. Действительно ли ситуация с инфляцией в стране улучшается?

– Примерно с мая инфляция последовательно замедляется в большинстве регионов страны, в том числе в нашей области. Сказалось влияние таких факторов, как ослабление потребительской активности населения после мартовского ажиотажа, увеличение предложения продовольственных и непродовольственных товаров и укрепление рубля. При этом наблюдается коррекция цен вниз на ряд товаров после их скачка в конце февраля – первой половине марте. Тогда произошло резкое ослабление рубля, нарушились производственные и логистические цепочки, существенно возросли издержки бизнеса. И компании перенесли эти расходы в цены. Кроме того, возник ажиотажный спрос на некоторые продукты питания и непродовольственные товары, что также подстегнуло инфляцию. Сейчас ситуация изменилась. Рубль значительно укрепился. Производители выстраивают новые схемы поставок. Пусть не быстро, но происходит коррекция цен. Об этом говорят и опросы населения об инфляционных ожиданиях – люди считают, что цены на многие товары необоснованно высоки, и ждут их снижения.

– А как обстоят дела с инфляцией в нашем регионе? У нас что-то дешевеет?

– По данным Росстата, годовая инфляция в Оренбургской области замедляется четвертый месяц подряд, хотя пока остается высокой. В июле она составила 15,9%, а по России в целом – 15,1%. При этом некоторые продукты в нашем регионе стали дешевле, чем в прошлом году, например, капуста, картофель, морковь, виноград. Другие медленнее дорожали – яблоки, груши, апельсины, бананы. Замедлился рост цен на мясо, сахар, гречку. Среди непродовольственных товаров снизились темпы роста цен на бытовую технику, электронику, новые легковые автомобили, строительные материалы и мебель. Повторюсь, на такую динамику повлияли в основном снижение спроса и укрепление рубля. В то же время годовой рост цен в сфере услуг, наоборот, ускорился, что связано с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг после проведенной с июля индексации (размер которой оказался больше, чем в прошлом году) и подорожанием услуг зарубежного туризма. Кстати, более подробно о динамике потребительских цен в области можно узнать на сайте Банка России. Каждый месяц мы публикуем аналитические материалы, в которых объясняем основные причины изменения цен на товары и услуги в регионе.

– Вы говорите про укрепление рубля. Вот интересно, почему, когда курс доллара к рублю рухнул в два раза, цены в магазинах не упали так же быстро?

– Есть несколько причин этому, прежде всего – зависимость нашей страны от импорта за последние годы существенно снизилась. Самообеспеченность основными потребительскими товарами выросла. Особенно это касается продуктов питания. Крупы, мясо, молоко, яйца, масла и многие другие продукты почти полностью отечественные. Поэтому даже сильные изменения курса рубля лишь частично отражаются на ценах широкого круга товаров. К тому же на цены сильно давят издержки производителей и поставщиков. А они остаются высокими, так как нарушены поставки из-за рубежа необходимого сырья, материалов и комплектующих. По мере того как будут созданы новые производственные цепочки, логистика и технологии, цены на многие товары стабилизируются и даже могут снизиться.

– Еще одна важная тема, которая волнует людей, – вклады. Сначала россияне активно снимали деньги со счетов, потом, когда процентные ставки по вкладам существенно выросли, понесли деньги обратно. Доверяют ли оренбуржцы свои сбережения банкам сегодня?

– В начале весны, когда начали вводиться первые масштабные санкции, действительно наблюдался отток средств граждан. Напомню, тогда Банк России резко поднял ключевую ставку – до 20% годовых (с 28 февраля). Прежде всего, чтобы поддержать финансовую стабильность и сдержать рост инфляции. Это позволило сберечь средства граждан от обесценивания, ведь проценты по вкладам тоже существенно выросли. И это дало результаты. В частности, в марте вклады оренбуржцев увеличились на 3,6 миллиарда рублей (тогда средняя ставка по депозитам превысила 20% годовых), в апреле – еще на 5,2 миллиарда и продолжили расти. Сегодня, несмотря на постепенное уменьшение ставок по вкладам вслед за снижением ключевой ставки (до 8% с 25 июля), средства населения остаются в банках. На 1 августа оренбуржцы хранят на счетах и во вкладах (без учета средств на счетах эскроу) более 229 миллиардов рублей. Это на 10% больше, чем год назад.

– Изменение ключевой ставки привело и к колебаниям ставок по кредитам. Как сегодня обстоят дела с кредитованием населения в нашей области?

– Неопределенность в экономике, рост цен, повышение Банком России ключевой ставки, конечно, привели к сжатию кредитования. Банки всегда реагируют на изменение ключевой ставки и меняют свою процентную политику. Поэтому и весной после решения Совета директоров Банка России о повышении ключевой ставки банки значительно ужесточили условия выдачи новых кредитов. В результате объемы выдаваемых ссуд снизились. Если в прошлом году банки ежемесячно предоставляли жителям Оренбургской области до 22 миллиардов рублей кредитов, то в этом году максимальная сумма выдачи – 17 миллиардов. Всего за семь месяцев этого года оренбуржцы получили в банках кредиты на 103 миллиарда рублей, год назад это было 135 миллиардов (почти на треть меньше). Но сейчас мы видим, что кредитование постепенно восстанавливается, прежде всего на ипотечном рынке, чему способствует как снижение рыночных ставок, так и льготные госпрограммы по приобретению жилья.

– Александр Васильевич, вернемся к ценам. Хоть инфляция у нас и замедляется, но цифры пока по ней двузначные. Когда ожидать снижение инфляции менее 10%?

– Действительно, годовая инфляция замедляется, но остается на высоком уровне и в нашем регионе, и в стране в целом. Для комфортной жизни людей и экономического развития страны Банк России считает оптимальной инфляцию в целом по стране вблизи 4% в год. Регулятор делает и будет продолжать делать все, чтобы инфляция постепенно вернулась к цели и оставалась такой постоянно, с помощью мер денежно-кредитной политики, прежде всего за счет изменения (или сохранения на прежнем уровне) ключевой ставки. Времени на это может потребоваться больше, чем в предыдущие периоды ускоренного роста цен, ведь в экономике сейчас происходит масштабная трансформация и подстройка под сильно изменившиеся внешние условия. Банк России выстраивает свои действия так, чтобы, снижая инфляцию, не зажимать слишком спрос, а дать экономике возможность адаптироваться к новым реалиям. При этом регулятор будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки во втором полугодии 2022 года. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в целом по стране к концу этого года составит 12–15%, в 2023 году снизится до 5–7% и в 2024 году вернется к 4%.

16+