ЕГЭ не спасет, если теряется честность как норма жизни

Оренбург, 26 июня – РИА «Оренбуржье»

Несвоевременные мысли после завершения школьного года и в период приемной кампании в вузы

Прошедшие в этом году Единые государственные экзамены ознаменовались такими скандалами и последующими за ними реакциями министерства образования, каких не было, пожалуй, за всю историю существования ЕГЭ в России. Задания попадали в Интернет еще до начала экзаменов, выпускники и их родители за десятки и сотни тысяч рублей скупали ответы у посредников, кто-то находил в сетях бесплатные, но ни тем, ни другим правильность не гарантировалась. Вот уже и министр образования России Дмитрий Ливанов оценивает черный рынок нелегальных продаж материалов ЕГЭ в миллиарды рублей. А вице-премьер Ольга Голодец обещает строго наказать тех, кто выкладывает материалы ЕГЭ в Интернет, так как это – уголовное преступление.

В министерстве образования убеждают: выложенные в сеть материалы и ответы – неверные, и призывают не использовать их и не портить себе результаты. Однако школьники утверждают обратное и продолжают повально штурмовать Интернет. После проверок Рособрнадзора замминистра образования Игорь Реморенко все же признает: часть заданий, действительно, правильная, и попали они в сеть в результате взлома министерской электронной почты, по которой пакеты ЕГЭ рассылались в отдаленные районы страны.

Набирает обороты ЕГЭ-туризм – родители пристраивают своих чад в те места, где дешевле сдать, читай, купить экзамен. Скажем два слова и про скандально известное видео, где дагестанские школьники сдают экзамен, ведя себя как на базаре. Вспомним и масштабное появление стобальных работ, особенно сконцентрированных в нескольких регионах страны, после чего последовала проверка Рособрнадзора. Пересмотрев 1,36 тысячи работ из 5 тысяч, ведомство установило: оценка  77% из них значительно завышена…

А что же Оренбургская область? Министр образования области Вячеслав Лабузов 25 июня провел брифинг, на котором рассказал о результатах ЕГЭ в этом году. Результатами можно гордиться: 166 стобальников – в три раза больше, чем в прошлом году; средние баллы заметно выросли практически по всем предметам; минимальный порог в общей сложности не преодолели в полтора раза меньше выпускников, чем в 2012. За различные нарушения были удалены шесть сдающих, пятерым разрешили пересдать в резервные дни. В результате проверок работ с высокими баллами каких-либо серьезных нарушений не выявлено. Казалось бы, все это должно радовать. Поводов для иного вроде бы и нет. Но…

Выпускница этого года Елена (имена выпускников изменены) рассказала, как их класс сдавал ЕГЭ. Прошу ее навскидку оценить  количество списывавших в процентах: «90%». Другие выпускники, с которыми удалось поговорить, тоже называли большие цифры: и 70%, и две трети, и половину…

Елена набрала на экзаменах хорошие баллы, особенно по выборочному предмету. Говорит, что сделать это было не сложно: задания по данному предмету вывесили в сети накануне, достаточно было их выполнить, а ответы утром следующего дня внести в бланк ЕГЭ. При этом в школе Елена всегда училась хорошо. Тогда почему?

— Из-за ощущения «кота в мешке» — не знаешь, что попадется. Вроде прошел все темы, а тут встречаешь задание, которое ставит в тупик. Да еще и знаешь, что если не выкрутишься ты, то тебя, честного, обгонит троечник, который списал, — говорит девушка. — В целом я за систему ЕГЭ, один раз сдал экзамены и не мучаешься больше. Но это не объективный показатель знаний, как о нем говорят. Кто-то списал и получил высокую оценку, а кто-то учил, а потом пришел на экзамен, разволновался – и все. Нас же еще пугают этим ЕГЭ, начиная с 9 класса. Хотя это, наверное, хорошо – стимулирует.

У выпускника этого года Алексея баллы по ЕГЭ очень высокие. Причем экзамены молодой человек сдавал сам. Кроме одного задания. Говорит, заданий такого типа не было ни в одном справочнике, и к такому «сюрпризу» юноша был не готов. Поэтому сфотографировал и отправил своему знакомому, который задание сделал.

— Система сдачи ЕГЭ — вечная война школьников и министерства. Индейцы против янки, — сравнивает Алексей. — Нужно должным образом организовывать контроль за проведением экзаменов. Глушилки наш министр Лабузов  поставил — хорошо. Работы с высокими баллами перепроверять начали — тоже хороший шаг. Но вот если они это делают, значит, не доверяют своим же проверяющим.

Система сдачи ЕГЭ превратилась в порочный круг недоверия друг к другу: школьники не верят словам министерства образования о том, что это объективное оценивание, министерство не верит в честность школьников и сомневается в профессионализме проверяющих, наконец, родители не верят в силы своих детей и позволяют им списывать. Сами выпускники признаются: часто родители в курсе того, каким образом их ребенок сдает экзамен, и относятся к этому как к нормальному явлению. А некоторые сами покупают за большие деньги ответы к ЕГЭ. Роль родителя-воспитателя, родителя-примера уходит, и о прививании детям честности и порядочности уже и не вспоминают.  

Все нарушения во время сдачи ЕГЭ проходят на фоне массовой его критики, которой и школьники, и проверяющие, и родители оправдывают свои действия. Но оказывается, что ЕГЭ, хоть и с оговорками, в общем-то, многих устраивает.

И Елена, и Алексей находят систему оценки знаний с помощью ЕГЭ нужной и называют больше плюсов, чем минусов. О скорее положительном отношении к ЕГЭ говорят все респондеты. Начальник отдела образования Новоорского района Нина Егорова считает, что это объективная система оценки, но добавляет:

— У детей должно быть право выбора. Мы берем в 10 класс всех детей, которые идут. А некоторых родители не отпускают из дома после 9 класса, потому что бояться. Некоторые дети не собираются идти в университеты, и им ЕГЭ не нужно. Если идет человек в вуз — он выбирает единый госэкзамен, а остальные могут сдать в традиционной форме. Есть и больные дети, что говорить, которым трудно учеба дается, — говорит Нина Викторовна. – У детей нет уверенности в себе. Они идут на экзамен, опасаясь, что могут сдать плохо и потерять год. Страх получить плохие баллы, остаться без аттестата. Может, поэтому и списывают. Пытаются подстраховать себя и, порой, делают не в пользу, а во вред.

Мысль о предоставлении выпускникам права выбора прозвучала еще не один раз. Об этом говорит и учитель русского языка и литературы Екатеринославской средней общеобразовательной школы Тюльганского района Оксана Четвергова, которая, кстати, тоже выступает за ЕГЭ. Один из ее учеников в этом году набрал 100 баллов по русскому языку.

— Зачем тратить время и нервы тому, кто не собирается в вуз? Они не хотят сдавать ЕГЭ, а приходиться. Те силы, которые учитель тратит на их подготовку к ЕГЭ, можно направить на сильных учеников. А если ребенок не заинтересован, то результата не будет никакого, — говорит Оксана Александровна. — Я смотрю на выпускников, и мне их так жаль, это такие нервы. У меня ребенок выпускается в следующем году  из 9 класса, и мы решили, что он потом пойдет в колледж. Подучится, познакомится с профессией и решит, что хочет дальше.

Алексей обрисовал целую схему на тему «право выбора».

— Никакой троечник не хочет сдавать ЕГЭ просто так, чтоб потом пойти в армию. Да и низкие баллы — это же как клеймо. Поэтому троечник думает: сдавать так сдавать. Он прибегает к разным ухищрениям, чтобы получить хорошие результаты. А потом и в вуз можно пойти. Эти старания видит отличник и думает: а зачем я буду сдавать сам, если он просто возьмет и обойдет меня? И тоже списывает.

Причины нарушений при ЕГЭ не сводятся к отсутствию выбора и высоких ценностей.  Результаты ЕГЭ, а не знания, стали мерилом всего: успешного будущего сына или дочери, целесообразности существования школы, особенно малокомплектной,  качества работы каждого учителя, эффективности вузов и так далее…

— Главная цель обучения в старших классах должна быть не подготовка к ЕГЭ, а чтобы в результате обучения, если человек его качественно и ответственно прошел, он был бы готов к экзамену, — сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

— Учителя не должны строить процесс преподавания как натаскивание на ЕГЭ. Но на деле так и выходит. А куда учителям деваться? Их работу оценивают по баллам учеников, — говорит Оксана Четвергова.

Всего за три года Оренбургская область взлетела в общероссийском рейтинге регионов по результатам ЕГЭ с 67 на 12 место. Это получило высокую оценку на совещании в министерстве образования РФ, область была названа в числе лидеров. Мы этим, конечно, гордимся. Но и есть сомнения: не построена ли слава на костях знаний?  Не усилит ли она отлаженную схему, по которой выпускники с высокими баллами, но без знаний, отправятся в университеты за такими же дипломами, как и их баллы по ЕГЭ, за списанными галочками в тестовых материалах?

Как повернуть ситуацию в другое русло? Убирать ли обязательную сдачу ЕГЭ, перестать считать экзамен мерилом всего и всея, ужесточать контроль и наказания за нарушения? Вариантов множество. Какие из них выберут общественность и министерство – покажет время. В любом случае в системе ЕГЭ нужны преобразования. И в первую очередь преобразования должны произойти в головах всех, кто входит в систему образования. То есть почти  всего населения страны. Они, в первую очередь, в восстановлении, возрождении ЧЕСТНОСТИ как нормы жизни каждого человека, каждой структуры – государственной, образовательной, общественной, семейной.