До октября без мэра. Суд оставил Евгения Арапова в СИЗО, несмотря на протесты защиты

Оренбургский областной суд 24 августа более двух часов слушал апелляцию защиты мэра Евгения Арапова. Несмотря на доводы защиты и самого главы Оренбурга, его оставили под стражей.

Обычных слушателей на заседании не было: в зале присутствовали около 20 журналистов, представители обвинения, защиты и суда. Сам Евгений Арапов следил за рассмотрением апелляции в режиме видеоконференции: во время заседания он находился в СИЗО. Следователь Евгений Дастикири на процесс не пришел. По словам судьи, представитель следствия был оповещен о судебном заседании. Таким образом, сторону обвинения представляла только прокуратура.

Нигде не упомянутый Арапов

Заседание началось с предъявления новых доказательств защиты. Адвокат Арапова Игорь Рева заявил, что расшифровка разговора главы «УКС Инвест» Ершова и заместителя мэра Оренбурга Борисова не соответствует показаниям Ершова, данными следствию.

— Фамилия Евгения Арапова в разговоре вообще не фигурирует. Таким образом, показания Ершова следствию являются единственным доказательством следствия, — отметил он.

По словам адвоката, следствие передало защите и суду часть материалов, включая расшифровку разговора, буквально за два часа до заседания в Ленинском районном суде. Изучить и проанализировать их ни защита, ни суд на тот момент толком не успели

Рева также напомнил доводы, приведенные защитой на процессе в Ленинском райсуде Оренбурга. Он заявил, что купюры, изъятые у Арапова при обыске не были переписаны по номерам, следов преступления при главе Оренбурга не обнаружено, а при обыске у него был изъят только мобильный телефон. Адвокат также усомнился в законности самого факта задержания Евгения Арапова — оснований для этого, по словам Игоря Ревы, у следственных органов не было.

Представитель защиты в очередной раз отметил, что для заключения Арапова под стражу нет весомых причин. Скрываться от следствия он не собирается и готов сдать загранпаспорт, дом, в котором живет мэр, принадлежит его семье, а надавить на следствие и свидетелей из-под домашнего ареста Арапов не сможет.

— К тому же, если следствие считает, что мэр, используя должностные полномочия, может повлиять на следствие, его можно просто отстранить от должности, но следствием такой вариант не рассматривался, — отметил Рева.

Адвокат несколько раз заявил о предвзятой позиции следствия в отношении своего подзащитного. Он, в частности, упомянул, что при задержании Арапову сказали, якобы свиданий с семьей на время ареста у него не будет. Также он напомнил, что следователь даже не рассматривал вариант с домашним арестом — об этом, впрочем, на предыдущем заседании говорил  и сам Евгений Дастикири. Игорь Рева подчеркнул, что Евгений Арапов не уклонялся от дачи показаний и сотрудничества со следствием: по словам адвоката, он даже не был извещен о намерениях СК допросить его.

— Арапов не был должным образом извещен о допросе. Законный способ есть только один — письменный, это повестка. Но следователь на прошлом процессе заявил, что «отправлять мэру повестку как-то не очень», — добавил он.

Слово мэра

Евгений Арапов впервые выступил в суде с большой речью: на заседании в Ленинском райсуде Оренбурга он ограничился несколькими репликами. Глава города, получив слово, пожаловался на действия следователей — точнее, заявил об их бездействии.

— На прошлом суде следствие заявило, что я не даю показания и не сотрудничаю. Я в СИЗО уже восемь дней. За это время не было ни одного допроса. Никто из следственной группы ко мне так и не пришел. Мои показания никому не нужны, получается? — отметил мэр.

Он также добавил, что сомневается в показаниях Александра Ершова.

— В конце апреля-начале мая я узнал, что в «УКС Инвест» произошло резкое изменение муниципальной доли. 80% муниципальной доли перешло к господину Ершову. При этом в комитете по управлению имущества никто своих подписей под этим не ставил, там стоят подписи представителей «УКС Инвест». Руководители компании при этом взяли большие займы. Я дал поручение разобраться в этой ситуации и в случае нарушения закона убедить их вернуть деньги в бюджет, — заявил глава города.

Евгений Арапов подчеркнул, что в этой ситуации считает обращение в правоохранительные органы не самым эффективным для города действием: ранее такие инциденты уже были, виновных наказывали, но деньги в городскую казну вернуть не удавалось.

Глава Оренбурга также объяснил происхождение денег, изъятых у него при обыске. Арапов заявил, что хранил средства суммой около 4,1 миллиона рублей в рабочем сейфе, потому что его дом в Ростошах днем часто пустовал, а сигнализация в нем работала с большими перебоями. При этом глава Оренбурга отметил, что вполне может себе позволить располагать подобной суммой: годовой доход Евгения Арапова и его жены за три года составил порядка восьми миллионов рублей, не считая денег, которые перешли к его семье по наследству.

Мэр уже позже — в последнем слове — попросил суд и следствие вернуть его супруге хотя бы часть изъятых денег. Они нужны его семье для оплаты счетов, образования детей и платы за детский сад. Сам Арапов попросил суд не изолировать его от общества, но если суд сочтет необходимым его изолировать, то избрать в качестве меры пресечения домашний арест.

Приговор без изменений

Представитель прокуратуры, оппонировавшая стороне защиты, заявила, что не видит оснований для изменения меры пресечения. По мнению прокуратуры, статья, по которой проходит глава Оренбурга, является «тяжелой», а вне СИЗО он может повлиять как на следствие, так и на свидетелей, либо и вовсе скрыться.

Судья провела в совещательной комнате более получаса. Вердикт Ленинского районного суда в итоге остался в силе — Евгений Арапов ближайшие 50 дней проведет в СИЗО. Мотивационную часть решения судья зачитывать не стала.

Мэр Евгений Арапов был отправлен в СИЗО на время расследования по делу своего заместителя Геннадия Борисова. Арапова подозревают в получении взятки суммой в 400 тысяч рублей. Борисов, помимо этого дела, где ему инкриминируется 200 тысяч рублей, был задержан с поличным при получении двух миллионов от представителя компании «УКС-Инвест». Она же фигурирует и в первом деле о взятках.

В минувший четверг судья принял решение отправить главу Оренбурга в СИЗО, несмотря на то, что защита настаивала на домашнем аресте или подписке о невыезде. Сам мэр не признает вины по делу о взятках. В пятницу, 17 августа областной суд  отказал защите Геннадия Борисова, оспаривавшей заключение заместителя главы Оренбурга в СИЗО.