Дети в интернете. Оренбуржцы обсуждают проблемы в семейном клубе
В Оренбурге прошло заседание семейного клуба «Шаг навстречу» для тех, кто хотел бы нормализовать отношения в своих семьях и воспитывать детей без лишних конфликтов.
Клуб является совместным проектом областной библиотеки имени Крупской и службы детского телефона доверия. Вот уже почти год с периодичностью раз в месяц оренбуржцы собираются, чтобы обсудить с психологом то, что их волнует.
В тихом омуте
В начале заседания участники рассаживаются, образуя круг, и набрасывают ведущей вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Сколько часов в день ребёнку не вредно быть в Интернете? Стоит ли вообще его в этом ограничивать? Есть ли польза от компьютерных и онлайн-игр?
– Я хочу, чтобы мой ребёнок общался с реальными друзьями, а не с виртуальными, – делится тревогой одна из родительниц. – Меня беспокоит, с кем он знакомится и водит дружбу в Интернете, не втянут ли его интернет-друзья в какую историю! Ему 17, контролировать его мне всё сложнее. У нас каждый день скандалы из-за этого.
– Моей дочке всего 10, она тихая, послушная девочка, – подключается к беседе участница Людмила. – Но она больше всего любит компьютерную игру, где она – здоровый злой мужик, который всё крушит на своём пути, грубо толкает прохожих, вытряхивает водителей из машин. Я переживаю, вдруг она вырастет жестокой?
– Если в семье она не видит жестокости, ваши опасения напрасны. Дети берут пример с родителей, а не с героев мультиков и игр. Похоже, так ваша дочка снимает напряжение, – комментирует ведущая – психолог Оксана Кирменёва. – Вопрос – откуда берётся напряжение. Нужно разбираться, что происходит в семье. Проблема ребёнка – это всегда проблема всей семьи.
– Мой сын уже вырос, но Интернет мы застали, – берёт слово Алевтина Белик, методист Оренбургского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония». – И я поняла, что мои страхи в отношении сына у компьютера были сильно преувеличены.
– Не уверена, что мои преувеличены, – вступает в спор участница Татьяна. – Я говорю сыну: «Хочу, чтобы ты развивался, а не деградировал за планшетом. Пошёл бы лучше брюки себе погладил». Он кивает, а на самом деле меня даже не слышит.
Заглянула – ужаснулась
– В нашем детстве Интернета не было, – продолжает ведущая. – И значит, у нас нет опыта, как справляться с такой проблемой, когда мы сами стали родителями. И порой мы начинаем паниковать…
– А как не паниковать, когда не знаешь, как обеспечить контроль за тем, что дети делают в соцсетях и мессенджерах! – волнуется участница Анна. – Я как-то почитала их переписку в чате и ужаснулась. Насмешки, грубости, чуть ли не к суициду подначивания типа «А слабо с крыши спрыгнуть?».
– Так же дети могут вести себя и при личном общении, и вы могли бы и не узнать об этом, – перебивает Виктор, отец двух подростков.
– Этично ли вообще проверять то, что дети пишут друг другу? – ставит вопрос участница Наталья.
Группа гудит. Мнения родителей разделяются. Большинство считает, что проверять нужно, так как дело может касаться безопасности ребёнка, но делать это лучше неявно.
– Переписка со сверстниками – это личное пространство, – говорит психолог. – Когда оно нарушается, ребёнок может стать более скрытным, будет тщательнее прятать переписку, а может и что-то сделать назло. Мы, взрослые, начинаем контролировать, когда теряется контакт, доверие. Мы это чувствуем, тревожимся и начинаем давить. Давление вызывает сопротивление, и ребёнок закрывается, отгораживается от нас.
– И что делать, если такое уже произошло? – раздаются голоса.
– Восстанавливать контакт. Но об этом чуть позже. А сейчас давайте нарисуем портрет ребёнка в Интернете, – продолжает Оксана Александровна, обращаясь к группе, и записывает предлагаемые варианты: «Он увлечён», «Погружён настолько, что вокруг ничего не слышит», «Для него время бежит незаметно», «Ему даже есть не хочется»…
– Ну прямо как мы в детстве! – замечает Виктор. – Как выйдем утром на улицу, только нас и видали, и есть неохота, обедать со скандалом загоняли.
– Мы убегали на улицу просто погулять или когда дома что-то неладно, – вздыхает одна из родительниц. – Но сейчас времена такие, что мы сами ограждаем детей от улицы. И они уходят в Интернет.
В погоне за «лайками»
– А что конкретно дети делают в Интернете? Конечно, зависит от возраста, но попробуем обобщить, – снова ставит вопрос психолог и записывает ответы: «Играют», «Смотрят мультики или ролики на «Ютубе», «Читают блогеров», «Общаются», «Черпают информацию и эмоции», «Наблюдают за жизнью своих сверстников, других людей».
– Получается, они там расслабляются? – уточняет Татьяна.
– Не только. Интернет – это и релакс, и напряжение.
– И нагрузка на зрение! – напоминает одна из участниц.
– Моя дочка в Интернете смотрит мультики про Симпсонов, – добавляет другая. – И часами готова смотреть, а это вредно для глаз.
– Дети в Интернете добирают то, чего им не хватает в реальной жизни, – кивает психолог. – Например, Симпсоны – это мультик о большой семье, его, как правило, любят те, у кого семья маленькая, например, одна мама, и та всё время на работе. Для кого-то Интернет – это безопасное пространство. Можно ответить грубо – и ничего не будет. Кто-то реализует в Интернете свой успех, особенно если в реальной жизни с этим проблемы. Погоня за «лайками» – это жажда успеха и признания. Каждому важно быть успешным хоть в чём-то. Пусть даже только в онлайн-стрелялках.
Потехе – час
– Да, детям в Интернете комфортно, интересно, они получают удовольствие, – резюмируют родители. – Но жизнь состоит не из одних удовольствий! Нужно и уроки делать, и по дому помогать.
– Верно, делу – время, потехе – час, – соглашается ведущая. – Эта народная мудрость хорошо применима и к Интернету. Можно договориться с ребёнком, сколько времени он будет проводить с планшетом.
– Договориться невозможно! – парирует Татьяна. – Когда я отнимаю планшет, начинается истерика, слёзы, и в итоге я уступаю, лишь бы это прекратить. А после ссоры я же потом и мучаюсь, кажусь себе фельдфебелем, ругаю себя, что плохая мать и допустила, что у ребёнка уже сформировалась интернет-зависимость.
– Во-первых, отнимать – не то же самое, что договариваться, – улыбается психолог. – Во- вторых, когда родитель начинает сомневаться в верности своих решений, он теряет позицию взрослого. Дети это сразу считывают, перехватывают власть и начинают расширять рамки дозволенного. Что касается интернет-зависимости, она формируется тогда, когда в виртуальном мире дети научаются общаться, быть успешными, а в реальном мире активничать не могут. Если ребёнок только и делает, что сидит в Интернете, значит, у него и со сверстниками проблемы, и с родителями контакт нарушен. Другое дело, когда Интернет лишь дополняет прочие формы общения и самореализации.
– Для подростков родители вообще не авторитет, – бросает реплику Анна.
– В подростковом возрасте, действительно, проходит процесс эмоциональной сепарации от родителей, подростки ориентированы на сверстников, родители обесцениваются, и это возрастная норма, – соглашается Оксана Александровна. – Это период, когда потерять контакт со своим ребёнком легко. Но если это произошло, нужно всё бросать и восстанавливать контакт. Через контакт восстанавливается и авторитет.
Не навреди!
Группа вздыхает и перешёптывается, мол, легко сказать, а как сделать?
Психолог выносит этот вопрос в круг.
– Интересоваться тем, что важно ребёнку, – сыплются советы от участников. – Если ситуация запущена, обращаться к специалистам.
– А может, просто взять и запретить Интернет? – пожимает плечами Вера.
– Только навредите. Ребёнок будет чувствовать себя изгоем среди сверстников. Они ведь постоянно обсуждают что-то, что видели в Интернете, – делится мнением Наталья. – Ещё начнёт завидовать: «Почему им можно, а мне нельзя?»
– Запрет ведёт к усилению влечения, – подтверждает психолог. – Лучше договариваться. В каждой семье есть правила, гласные и негласные. Требования к ребёнку устанавливает взрослый. Когда они чёткие и последовательные, ребёнок чувствует себя в безопасности.
Но прежде чем предлагать правила, нужно самому быть дисциплинированным.
– Я, наверно, подаю своим детям плохой пример, но сама каждую свободную минуту в Интернете. Даже сейчас сижу здесь, а самой хочется проверить смартфон, – признаётся Альбина.
– Те родители, кто на самом деле каждую минуту в Интернете, сюда бы не пришли, – возражает Людмила. – Но вы правы, всё из семьи. Если у взрослых активная, интересная жизнь, то и у детей будет. А порой нам проще дать ребёнку планшет с игрой или мультиками, лишь бы от нас отцепился и дал дела переделать.
– Давайте попробуем подвести итоги, – предлагает психолог.
Группа вспоминает, что наиболее важного каждый услышал для себя:
– Современные дети не умеют друг с другом играть в реальной жизни, их надо учить играть, учить общаться.
– Авторитет, пример самодисциплины и чёткие семейные правила.
– Интернет – это удовольствие для детей, яркие картинки, а за окном серость. Надо чтобы и в реальной жизни у ребёнка было что-то, чем бы он занимался с удовольствием.
– Время в Интернете дозировать, как витаминки, – по одной в день.
– Сохранять позицию взрослого, а не паниковать и не давить. Главное в отношениях – доверие, контакт, и подростки в этом нуждаются не меньше.
– Следующее заседание клуба «Шаг навстречу» в феврале. Помните, что существует детский телефон доверия 8-800-2000-122, – в конце встречи напоминает Алевтина Владимировна. – Звонить по нему можно не только детям, но и родителям, если на душе тяжело и нужна помощь психолога. И, кстати, практика показывает, что каждый третий звонок – от родителей.
Марина Веденеева, фото — Олег Рукавицын, газета «Оренбуржье»