Что такое Спас? Спросите нас
Сегодня православные христиане России отмечают так называемый третий Спас
По некоторым оценкам до 75 процентов взрослого населения России считают себя православными людьми. По логике это означает, что именно столько человек верит во Христа в древнем византийском варианте.
Трудно сказать, чем руководствуются эти люди, то ли фактом крещения в младенчестве, то ли наивной верой, что там – наверху — что-то есть. Даже их воцерковленная часть, вряд ли в полной мере сможет рассказать, о том какие три праздника в августе называются общенародным названием – Спас. В лучшем случае они упомянут их названия Медовый, Яблочный и Ореховый.
Современным верующим все труднее объяснить, где проходит граница между православием и язычеством, между истинным и искаженным пониманием сути праздников. Ведь для церкви смысл событий, связанных с именем Спасителя, состоит вовсе не в освящении банок с медом или яблок, которые прихожане потом радостно тащат домой.
Может быть, был прав Николай Лесков, когда утверждал, что Русь была крещена, но не просвещена. С сожалением можно утверждать, что нынешнее поколение православных недалеко ушли от героя Ивана Шмелева – плотника Горкина, который в книге «Лето Господне» поучал маленького Ваню.
“Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас … — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут”. Откроем же истинное значение этих православных праздников.
Первый Спас
Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа (по старому стилю) православною Церковью совершаются два торжества, различные по своему происхождению: первое — происхождение честного и животворящего Креста Господня, и второе — празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника: “по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное древо креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Это и есть происхождение (prуodos) честного Креста”. 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России ок. 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.
Как видите, мёд здесь не причём.
Второй Спас
Славное Преображение Господа Иисуса Христа русской православной Церковью празднуется 6 августа (19 августа н. ст.). Праздник принадлежит к двунадесятым непереходящим праздникам.
Когда-то духовная значимость этого события была понятна даже простым людям, читавшим Евангелия. Его подробно и очень похоже описывают Матфей, Марк и Лука: явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Там во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… И был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Согласно толкованию Евангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.
И освящение яблок в этот день можно считать не более чем данью языческим традициям.
Третий Спас
Праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам.
Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга".
Особое почитание этого события на Руси выразилось не в освящении хлебов или орехов, а в иконописи. “Спас на полотне” — название не только праздника, но и иконы “Спас Нерукотворный”, одной из самых распространенных в России. Кстати, “Спас Нерукотворный” — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.