Четыре часа ожидания: в Оренбурге «скорая» не приехала на вызов к пенсионерке
Автомобиль скорой медицинской помощи не смог выехать на вызов к пожилой оренбурженке. В течение 4,5 часов внучка 90-летней пенсионерки ждала медиков и дозванивалась на «03». Состояние бабушки Клавдии Жилиной субботним вечером 2 марта резко ухудшилось. У женщины поднялась температура до 39 градусов, было высокое давление – 240, пульс – 40. С 17.38 девушка ожидала приезда скорой помощи, но в итоге отменила вызов.
Часы ожидания
— Моей бабушке 90. В прошлом она учитель начальных классов, с ворохом регалий и заслуг, которая научила читать, писать и считать поколений эдак шесть. Ныне — классический беспомощный лежачий человек после инсульта. В пятницу бабушке стало плохо, она кашляла, поднялась температура. В субботу состояние резко ухудшилось. Я панически боялась пневмонии, напомню, человек лежачий, потому вызвала скорую, — рассказала внучка пенсионерки Екатерина Киселева.
Далее — часы ожидания. Девушка звонила в скорую, ее консультировали, интересовались здоровьем пациентки, но каждый раз диспетчер просила подождать.
— Я перезвонила в скорую. Мне сказали: у нас завал, каких не было, на ваш вызов машина еще даже не назначена… Прошел еще час. Я снова позвонила. Ответ повторился. С небольшим уточнением: бабушка же не задыхается??? Пока нет, ответила я… и продолжила ждать. Прошел еще час. И еще. И еще. Я трезвонила в скорую, мне отвечали: машин нет, мы про вас помним, не волнуйтесь. Но я волновалась. Температура поднималась, пульс нет…Начала действовать сама, как умею…Через четыре часа мне позвонили со скорой, честно признались, что не имеют представления, когда до нас доберутся, проконсультировали недовольным голосом и рекомендовали вызов отменить, — вспоминает Екатерина.
Кого лечить?
Второе марта, как и всю неделю Клиническая станция скорой медицинской помощи Оренбурга, по словам заведующей оперативным отделом Натальи Жихаревой, отработала в авральном режиме. На пике сезона простуд, ОРВИ и гриппа в день медики получают до 1600 вызовов. В субботу их было 1275.
— Это очень много для нашей станции. Если по часовому ритму смотреть, как они к нам поступали вызовы, то вот в этом промежутке с 17.40 до 22.08 было от 50 до 60 вызовов ежечасно. Их отрабатывали 47 машин. На тот момент было 47 машин. Потому что именно 2 марта, в субботу, у нас отсутствовали пять водителей. Один из них, он живет в селе Оренбургского района, не смог выехать из-за снега, застрял. Это уже минус один. Потом еще один водитель обслужил два вызова и заболел, второй также слег с температурой. И еще два водителя на больничный ушли накануне. И получается, что было 47 бригад, а количество вызовов зашкаливало, — рассказала RIA56 заведующая оперативным отделом Клинической станции скорой медицинской помощи Наталья Жихарева.
На станции признаются, что ожидание в 4,5 часа – это вопиющий случай и такого быть не должно, но в тот день так складывались обстоятельства. В норме обслужить этот вызов с самым максимальным ожиданием «скорая» должна была за два часа. В итоге к больной они не приехали вовсе.
— Звонившая внучка сама отменила вызов. Ее проконсультировал диспетчер, которая интересовалась состоянием. Она ранжировала вызовы по срочности, но как так получилось, что пропустили вызов вовсе и не приехали, мне пока сказать сложно. В тот вечер у нас были и переломы, и инфаркты, и аллергические реакции вроде отека Квинке – сразу 4 случая, и отравления алкоголем. Все эти случаи обслуживались бригадами медиков, которые освобождались. Это были срочные выезды по 1-4 рангу сложности, — отмечает завотделом станции. – У нас профессиональные сотрудники, которые понимают всю ответственность, работая диспетчерами «скорой».
Приносим свои извинения
Ситуация, в которой оказалась оренбурженка, к сожалению, не единична. Такое редко, но происходит. И это никак не связано с возрастом пациентки или нехваткой персонала и автомобилей. «У нас всего достаточно, так сложились обстоятельства» — фраза, которая, казалось бы, должна всё объяснить. Но….
— Я искренне уважаю врачей и понимаю: в тот день у них были дела поважнее 90-летней старушки с кашлем, температурой и давлением. А потом встал вопрос: как быть дальше…жаловаться??? На кого? На диспетчера? Их за вечер у меня было пять. На бригаду, которая семь часов работала, не заезжая на станцию? На главврача? На министра?… – задает вопросы Екатерина.
В понедельник, 4 марта, у Клавдии Жилиной побывал терапевт. Выписал необходимые лекарства. Диагноз — ОРВИ. Ее состояние он оценил, как удовлетворительное. Все закончилось хорошо. В этот раз.
— Я бы хотела принести свои извинения, что так получилось. В таком «горячем» режиме, когда водители экстренно заболевают и на замену нет человека, это форс-мажорная ситуация, — комментирует ее Наталья Жихарева.
— А разве на этот случай не предусмотрено каких-то экстренных мер – замена водителей, дополнительные бригады? – интересуемся у специалиста.
— Сейчас же заболевают не только пациенты, сейчас заболевают и сотрудники. И нет водителей, чтобы заменить. Мы с этим сталкиваемся, редко, но такое бывает, — констатирует специалист. — Каждый год на период подъема ОРВИ в день до 1600 вызовов бывает, и здесь все зависит от диспетчера. От того, как правильно он примет вызов. Да, мы виноваты, потому что должны были приехать на вызов в течение 2 часов и вызов провисел в ожидании.
Сегодня Оренбург с населением в полмиллиона человек обслуживают 52 бригады скорой медицинской помощи. Это официальные данные. Еще 12 машин курсируют в Оренбургском районе. Много это или мало? Руководство станции нас заверило – это оптимально для муниципального образования. Машин и специалистов хватает. Много это или мало, когда счет идет на минуты или часы?