Чем заполним овощную корзину? Три проблемы регионального овощеводства

На нашем столе овощи присутствуют круглогодично: картофель, лук, морковь, капуста – вот неполный список того, что мы употребляем в пищу ежедневно. Эта еда вкусная и полезная. Сегодня мы попытаемся разобраться, какого качества овощи попадают на наши столы, с какими проблемами сталкиваются местные овощеводы и как эти проблемы влияют на нас, потребителей.

С какой грядки?

Ситуация с овощами в райо­нах области заметно разнится. Если рынки областного центра забиты всевозможной овощной продукцией, то, например, в Аб­дулине раннюю капусту днём с огнём не сыщешь. Она, конечно, есть на рынках, но цена кусается. В то время как в Оренбурге капу­сту можно купить по 20 рублей за килограмм, в Абдулине ту же капусту приезжие торговцы про­дают по 50. То есть ценовой разбег большой.

В региональном министерстве сельского хозяйства рассказали, что вокруг областного центра сосредоточено множество сель­хозпредприятий, масштабно за­нимающихся овощеводством.

В Абдулине же и многих других муниципалитетах северной и се­веро-западной зоны Оренбуржья эта ниша пустует. Климатические условия не те! Там приходит­ся ждать позднего созревания овощей либо довольствоваться привозными, которые заметно дороже.

Между тем оренбургские ово­щеводы уверяют, что в этом году соберут хороший урожай овощей – порядка 50 тысяч тонн, что на уровне многолетних показателей.

По словам оренбургских фер­меров, занимающихся непосред­ственно овощеводством, на рынке примерно 10 процентов местной продукции. Остальное, особенно ранние овощи, к нам везут из ближнего зарубежья или из со­седних регионов, с более мягкими климатическими условиями. Од­ним словом, на полках магазинов и на рынках областного центра можно встретить овощи самого разного происхождения. Много доморощенного, но и привозного не меньше.

– Общая площадь овощных культур на территории города Оренбурга составляет почти ты­сячу гектаров, – рассказывает начальник отдела сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия комитета потре­бительского рынка, услуг и разви­тия предпринимательства адми­нистрации Оренбурга Александр Гадушкин. – Всего производством овощей непосредственно в Орен­бурге занимаются агрофирмы «Промышленная» и «Краснохолм­ская», ООО «Тепличный комбинат «Дружба», 11 крестьянско-фер­мерских хозяйств, 3 сельскохозяй­ственных кооператива и личные подворные хозяйства. Они непло­хо справляются со своей основ­ной задачей – исправно кормят жителей областного центра. В ас­сортименте выращиваемых овощ­ных культур капуста занимает 136 гектаров, лук – 286, морковь – 62, свёкла столовая – 38, томаты, кабачок и перец – 306.

 Местные особенности выращивания

Все овощные культуры на территории Оренбурга выра­щиваются на поливных полях. Продукция овощеводства – это, в основном, большие мясистые плоды и клубни, содержащие значительное количество воды. Поливом занимается Городи­щенская оросительная система. Общая площадь поливных полей составляет более 800 гектаров, из них большая часть находится на территории села Городище, чуть меньше – в селе Краснохолм, часть земли используется под богарное земледелие (земля в зоне орошаемого земледелия, на которой сельскохозяйственные культуры возделывают без искус­ственного орошения). Чаще всего богарой заняты подгорные рав­нины и окраины оазисов. Также поливные земли используются на территории посёлка Самородово и посёлка Кушкуль.

По словам главного город­ского агрария Александра Га­душкина, местные овощеводы идут в ногу со временем: они активно обмениваются опытом, выезжают за границу. В итоге производят продукцию высокого качества, экологически чистую и конкурентоспособную. В кре­стьянско-фермерских хозяйствах и агрофирмах предусмотрены современные овощехранили­ща – с системой вентиляции и регулировкой температурного режима. Тем не менее, овощевод­ство остаётся весьма трудоёмким делом. Многие овощные куль­туры приходится выращивать с минимальным использовани­ем сельхозтехники. Особенно плохо поддаётся механизации этап уборки урожая. Исключи­тельно ручного труда требует выращивание томатов, кабач­ков, баклажан, перца, огурцов, капусты. Выращивание овощей на закладку – процесс тоже лишь частично механизированный. Существуют специальные маши­ны, комбайны, которые могут провести посев картофеля и мор­кови, машины же могут и убрать, а вот на сортировке требуется ручной труд.

У овощей низкая транспорта­бельность и малый срок хране­ния. В отличие от зерна, силоса или семян подсолнечника, неко­торые овощи нельзя бесконечное количество раз перегружать из одного транспорта в другой и хранить по несколько месяцев. Например, помидоры более или менее безболезненно могут пе­режить лишь один-два цикла загрузки-разгрузки и несколько дней хра­нения в свежем виде. Корнеплоды более вы­носливы в этом плане, но и они заметно уступают зерновым культурам.

Овощеводство весьма капитало- и ресурсоём­кая отрасль сельского хозяйства. Финансовые затраты на обра­ботку одного гек­тара земли под ово­щами в несколько раз, а нередко и на порядок выше, чем при выращива­нии пшеницы.

Из личного опыта

С фермером из села Кичкас Пе­револоцкого района Владимиром Хомутским знакомы не первый год. Он занимается овощевод­ством 30 лет. Чтобы научиться выращивать овощи по передо­вым технологиям, часто бывает в Европе. За эти годы обзавёлся приличным парком сельскохо­зяйственной техники и накопил уникальный опыт по выращи­ванию конкурентоспособной продукции: картофеля, лука, моркови и капусты. Основ­ной упор на картофель: в хозяйстве под эту овощную культуру выделено около ста гектаров. Говорит, что за картофелем нужен пра­вильный уход.

– Если ребёнок болеет, мы идём к врачу. К кар­тофелю нужен такой же подход, надо идти к специалистам, обращаться к на­уке. Удобряем свои поля строго дозированно, исключительно ор­ганикой. Только органика сегодня не та, что раньше, навоз – на вес золота, – рассказывает Хомутский. – Наш картофель долго хранится, не гниёт и не портится, потому что не подвержен нападению вирусов и бактерий. Картофель, который везут к нам из Башки­рии, со Среднего и Северного Урала, сплошь заражён, быстро портится, покрывается гнилью. Всё потому, что овощ там растёт как сорняк. Его производству не уделяется должного внимания, не затрачиваются средства на ле­чение болезней. Соответственно, цена на такой картофель низкая. А потребитель, радуясь дешевизне, старается заготовить его на зиму. А потом вёдрами выносит сгнив­шую картошку на помойку.

Главная наша цель – остаться в прибыли. Для этого надо собрать урожай не меньше 500 центнеров с гектара. В этом году ожидаемый урожай – 770 центнеров с гектара.

Но даётся такой результат не­просто. Вырастить урожай ово­щей – дело непростое, долгосроч­ное и весьма затратное.

– Арифметика простая. Семен­ную картошку мы покупаем по 35 рублей за килограмм, а прода­ём по 8 рублей. Десять лет назад солярка стоила, условно говоря, 4 рубля, килограмм капусты мы продавали тоже за 4 рубля. Сейчас стоимость солярки возросла в 10 раз, а капусту мы, как и прежде, продаём по 4 рубля за килограмм, – сетует фермер. – Поднять цену нет возможности из-за высокой конкуренции. Брать продукцию никто не станет.

 Три проблемы регионального овощеводства

Перепроизводство

Отсутствие справедливой цены на овощи приводит к тому, что приходится сокращать посевные площади. Работать наугад очень сложно. Трудно угадать, какая овощная культура окажется в цене, а какая – в пролёте. В цене оказывается дефицитный овощ, а в пролёте – избыточный. Соответственно страдает не только сель­хозпроизводитель, но и потребитель, которому предлагается весьма дорогостоящий продукт. Поэтому, по мнению фермера Владимира Хомутского, необходимо общее планирование. Одним словом, овощеводам надо договариваться между собой, кто что и сколько сажает. Тогда и будет равномерное наполнение рынка.

Отсутствие логистического центра

Для хранения зерна существуют элеваторы. Овощеводы должны иметь один общий центр, куда могли бы сдавать свою продукцию, где бы она проходила дальнейшую общую обработку и хранилась. Соответственно, логистический центр уже равномерно бы распре­делял овощи по всему региону, и не получалось бы так, что где-то овощей в избытке, а где-то – дефицит. А у овощеводов сама собой отпала бы проблема хранения и реализации продукции. В резуль­тате и ценовая политика стабилизируется. Овощам не придётся проходить через руки нескольких посредников, которые желают хорошенько подзаработать на их реализации.

– С поля мы продаём перекупщикам картофель по 8 рублей за килограмм, – говорит фермер. – Пока он доходит через пятые руки до покупателя, становится в два-три раза дороже. В случае открытия логистического центра вся овощная продукция будет проходить лишь через руки производителя и переработчика. Меньше накру­ток – ниже цена, в выигрыше останется покупатель.

Отсутствие семеноводческих хозяйств

В России в последние десятилетия закрывались семеноводче­ские станции, многие работы были свёрнуты или прекращены. И только в последнее время ситуация начала выправляться, во многом благодаря политике импортозамещения. Сейчас большин­ство картофелеводов региона закупают семена в Тюмени, Пензе, Ленинградской области.

– Мы договорились о закупке семян нового сорта «тарасов» с Челябинском, там вроде вывели картофель специально для нашей полосы, – рассказывает овощевод. – Но они заломили цену. Если везде семена продают по 35 рублей за килограмм, то за «тарасова» затребовали 40 рублей. И это при том, что сорт не испытан. Да, у него хороший внешний вид. Но все другие качества пока неиз­вестны. Поэтому нам необходимо собственное семеноводческое хозяйство.

Ирина Рабочих, газета «Оренбуржье»