Челябинск выбирает между «Газпромом» и «Новатэком»
Договоренности челябинских властей с «НОВАТЭКом» по обеспечению сжиженным природным газом транспорта столицы Южного Урала могут быть пересмотрены, полагают аналитики. Проект компании Леонида Михельсона по строительству завода по производству СПГ в Магнитогорске, как отмечают наблюдатели, продвигается крайне медленно. При этом в соответствии с ранее озвученными планами, новая техника на этом виде топлива должна выйти на линии пассажирских перевозок уже до конца текущего года. На эти цели область получила из федерального бюджета 2 миллиарда рублей. В этой связи эксперты обращают внимание на возможные перспективы сотрудничества с «Газпром трансгаз Екатеринбург», который готов начать поставки СПГ для нужд региона, в том числе для заправки экологичных автобусов. Пока же компания заявляет о строительстве нового завод в Нижнем Тагиле и ставит задачи по расширению поставок на внутренний рынок.
Предприятия «Газпрома» в регионах завершат в 2019 году реализацию трехлетней программы по переводу собственного транспорта на газомоторное топливо. По данным «Газпром трансгаз Екатеринбург» (ГТЕ), доля данной техники в автопарке общества в Челябинской, Свердловской, Оренбургской и Курганской областях в 2018 году уже увеличилась почти на 10%. Показатель составил 54% от общего количества машин, к концу текущего года он должен вырасти еще на 17%. Причем ГТЕ закупает не только автобусы для персонала, но и легковые машины, и спецтехнику. Как отмечают представители компании, программа позволит не только снизить нагрузку на экологию, но и расширить использование газа для заправки машин, пишет сайт новостей Челябинской области — Правда УрФО.
Напомним, в 2019 году президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию отдельно подчеркнул, что компании ЖКХ, энергетики и транспорта просто необходимо переводить на более чистые технологии, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду. В том числе глава государства выделил приоритетность развития инфраструктуры для перевода техники на СПГ.
Развитие этого направления «дочкой» «Газпрома», как отмечают наблюдатели, в частности, актуально для Южного Урала. Для того чтобы облегчить экологическую обстановку, власти региона в качестве пилотного проекта приняли решение перевести общественный транспорт (30% всех выбросов в регионе приходится именно на транспорт) Челябинска на газомоторное топливо.
На Петербургском экономическом форуме экс-губернатор Борис Дубровский заявлял, что область планирует вывести на дороги полностью обновленный парк автобусов на СПГ уже в конце текущего года. По данным открытых источников, на эти цели, в том числе в рамках подготовки столицы Южного Урала к проведению саммитов глав стран ШОС и БРИКС, из федерального бюджета было выделено около 2 миллиардов рублей.
Далее региональные власти подписали соглашение с компанией «НОВАТЭК», которая пообещала построить 2 завода по выпуску СПГ в Магнитогорске и Челябинске. Первоначально они должны обеспечить потребность новой автобусной техники в газомоторном топливе. Параллельно компания собиралась строить инфраструктуру для частных потребителей. Между тем, по данным источника в политических кругах Южного Урала, в настоящий момент процесс по созданию завода продвигается крайне медленно. «Речи о запуске производства в Магнитогорске в текущем году идти не может. Самое раннее – в 2020 году. Насколько мне известно, сейчас там только отсыпанное поле», – рассказал собеседник «Правды УрФО».
В настоящее время потребность региона в СПГ готов закрыть «Газпром трансгаз Екатеринбург», который ранее также просчитывал вариант строительства производства в Магнитогорске, но позже отказался от проекта в пользу расширения уже имеющихся мощностей в соседней Свердловской области.
Челябинские политологи не исключают варианта, что Южный Урал может воспользоваться предложением структуры «Газпрома», которая уже сегодня может заправлять автобусы СПГ собственного производства и имеет специальную технику для транспортировки топлива из Екатеринбурга. Эксперты между тем отмечают, что ГТЕ в настоящее время может предложить потенциальному потребителю СПГ себестоимость значительно ниже того продукта, который заложен в магнитогорском проекте «НОВАТЭКа».