Цесаревич в Оренбурге
Монархи Государства Российского не часто жаловали Оренбург своими визитами. Один из редких случаев имел место в 1891 году, когда наш край посетил сын императора Александра III цесаревич Николай.
Знакомство с губернией
На восточной границе Оренбургского казачьего войска неподалеку от Алабужского поселка соорудили триумфальную арку. Именно здесь 20 июля 1891 г. Николай ступил на оренбургскую землю. Тут он принял рапорты от наказного атамана Оренбургского казачьего войска Н. А. Маслаковца и командующего Казанским военным округом генерал-адъютанта Г. В. Мещеринова, а затем отведал хлеб-соль от атамана третьего военного отдела войска А. А. Избышева.
После наследник отправился в станицу Звериноголовскую, где присутствовал на молебне, принимал депутации от разных станиц (в т.ч. от крестьян и башкир Челябинского уезда), а затем принял в подарок искусно оформленный очерк офицера Ф. М. Старикова об истории присоединения к России Оренбургского края.
Надолго в Звериноголовской станице Николай не задержался. Вскоре он вместе со свитой уже отправился в сторону Троицка. Следующим пунктом путешествия был поселок Крутоярский. По пути туда цесаревич посетил еще несколько сел, где также принимал депутации. Жители поселка Озерного вместе с хлебом-солью подали наследнику прошение об оказании помощи в связи с неурожаем, а в поселке луговом Николай остановился на ночлег.
В 10 часов утра следующего дня цесаревич прибыл в поселок Крутоярский. Здесь он посетил церковь, пожертвовал на украшение храма сто рублей и побеседовал с казаками о пожаре, который недавно уничтожил половину поселка. Погорельцам Николай пожаловал 600 рублей и отправился далее через поселок Березовский в станицу Ключевскую. Кроме хлеба-соли, депутаций и рапортов по приезде в Ключевскую цесаревича встречал хор учеников и учениц станичной школы. Певчие исполнили для гостя патриотические песни: "Славься, славься, наш русский царь", "Послужите, братцы казаченьки, честью славою своей", "Вспомним, братцы-оренбуржцы, как стояли под Текой" и др.
В семь часов вечера этого же дня Николай уже въезжал в Троицк через триумфальные каменные ворота. Атаман 3-го военного отдела А. А. Избышев отдал цесаревичу рапорт, жена атамана поднесла Николаю ковер с вышитым вензелем и надписью: "Августейшему атаману от казачек Оренбургского казачьего войска". Здесь цесаревич продолжил принимать депутации, в числе которых были делегации от Троицка, Пермского земства, от крестьян и башкир Троицкого уезда и Троицкого монастыря. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что Челябинск к встрече гостя начал готовиться аж за четыре месяца до самого визита: подготовительная комиссия была создана еще 26 марта на заседании городской думы. Депутация от Челябинска поднесла хлеб-соль на блюде и в солонке из яшмы, которые изготовили по специальному заказу на Екатеринбургской гранильной фабрике. По некоторым сведениям посуда обошлась в 1340 руб.
Вечером 21 июля цесаревич давал торжественный обед, куда пригласили высших военных и командиров отдельных воинских частей. На следующий день Николай принял военный парад, посетил выставочный павильон на центральной площади с изделиями Кусинского завода, затем проследовал в Троицкую мужскую гимназию и женский монастырь.
Из Троицка наследник со свитой отбыли Верхнеуральск. Проехали через несколько поселков и около одиннадцати вечера 22 июля прибыли в пункт назначения. Вечером и утром следующего дня Николай принимал депутации от мещан Верхнеуральска, Белорецкого завода, от города Стерлитамака, принял в подарок список иконы Табынской Божией Матери, а после посетил службу в местном соборе и произвел смотр двенадцатому льготному полку и льготной батарее. В тот же день наследник престола отправился в г. Орск, куда прибыл 24 июля, а после взял курс на столицу губернии Оренбург. Чтобы познакомиться с Оренбургской губернией цесаревичу Николаю Александровичу понадобилась всего неделя.
В Оренбурге
В 8 часов вечера около городской управы выставили почетный караул, построили ученики Верхнеуральской и Остроленской казачьих школ и учениц Верхнеуральской станичной школы. Рядом расположились депутации от городских и мещанских обществ, от крестьян, башкир, от ближайших заводов и т.д. В то же время за городом вдоль дороги построился десятый льготный казачий полк, пятая льготная батарея и сотня казачат.В столице губернии долго готовились к визиту венценосного монарха. В здании Оренбургской управы, живописно убранном к этому дню, для цесаревича была назначена квартира. Улица Николаевская (ныне Советская), по которой должен был проехать Николай, была увешана цветными фонарями, всюду расставили щиты и вензеля для иллюминации.
Его Высочество прибыло в Оренбург около одиннадцати часов ночи. На Николаевской вспыхнули разноцветные огни толпы народа и построенные войсковые части встретили Великого Князя восторженным «ура». В этот вечер Николай не стал осматривать строевые части, а сразу направился к городской управе, где принял хлеб-соль из рук городского головы. Там монарх изволил отужинать. Интересно, что для простого народа около здания управы было сделано много возвышенных мест, чтобы люд мог вдоволь наглядеться на весь порядок ужина, в присутствии Его Императорского высочества.
Утром следующего дня Великий Князь принял все депутации и подарки. Так мещане Верхнеуральска поднесли цесаревичу вызолоченное блюдо, рабочие Белорецкого завода прислали ящик с разными железными изделиями, а из Стерлитамака доставили снимок с Чудотворной Иконы Табынской Божией Матери. После этого, обойдя почётный караул, Государь Наследник направился в Николаевский собор. А в это время льготный полк, батарея и сотня казачат строились на выезде из города по Оренбургскому тракту. Там же собрался народ. Рассказывают, как одна татарка, взобравшись на крышу дома, кричала в восторге: « Видела, видела! Живой Царь — видела! …»
Не доехав до линии войск сто шагов, Николай вышел из экипажа. Ему подвели коня под седлом, подаренным в Петропавловском поселке урядниками Карагайской станицы. Конь этот принадлежал казаку Фершампенуазского посёлка Березинской станицы Афанасию Никитину. Государь Наследник сел верхом, поздоровался с полком, батареей и казачатами и велел провести части церемониальным маршем. Парадом командовал войсковой старшина Бектеев.
По словам Бектеева, по окончании церемониального марша Николай Александрович сказал: «Отличный Ваш полк, превосходный – благодарю Вас!» После этого Его Высочество вручил командующему парадом 100 рублей, и велел на эти деньги выдать казакам по чарке водки, а казачатам раздать сладости. В то же время князь Александр Иванович Барятинский вручил командующему парадом и командиру батареи по портрету Наследника Цесаревича.
После этого Великий Князь пересел на коляску, и она тронулась в сопровождении одной из сотен полка. Вслед за коляской, размахивая шапками, побежал народ. Полк и батарея провожали Государя Наследника целых семь вёрст, пока, он не остановил коляску и, ещё раз отблагодарив за смотр, приказал солдатам возвратиться домой.