Бизнес после крушения: «Саратовские авиалинии» пытаются сохранить компанию на рынке

 

«Саратовские авиалинии», объявившие 17 мая об остановке с 31 мая, передумали прекращать работу. Перевозчик возобновил продажи авиабилетов на внутрироссийские рейсы, сократил половину зарубежных чартеров на лето, рассчитывая, что к концу мая Росавиация возобновит действие его сертификата эксплуатанта. Как писал RIA56, 11 февраля самолет «Саратовских авиалиний», летевший из Москвы в Орск Оренбургской области, потерпел крушение в Подмосковье.  Лайнер разбился через 6 минут после взлета из-за неполадок в оборудовании. В результате авиакатастрофы погибли все пассажиры и экипаж, всего 71 человек.

Эксперты отмечают, что экономических оснований для остановки «Саратовских авиалиний» нет. 

«Саратовские авиалинии» отказались от идеи остановить работу с 31 мая и возобновили продажу билетов через сайт и агентства, писал ранее RIA56. Программа международных чартеров на июнь сокращена вдвое. В компании уточнили, что Росавиация рассматривает заявку «Саратовских авиалиний» о снятии ограничений с сертификата эксплуатанта, который дает право на коммерческие перевозки (действует до 30 мая).

Регулятор должен принять решение до 27 мая. Об остановке перевозчик сообщил 17 мая, но уже 18 мая совет директоров компании провел экстренное заседание, рассмотрев выполнение требований госорганов для снятия ограничения сертификата. В «Саратовских авиалиниях» заверили, что обязательства перед контрагентами и пассажирами «будут выполнены в полном объеме», а совет директоров «прилагает все усилия, чтобы сохранить работу», включая деятельность аэропорта Саратова (входит в структуру компании). Впрочем, уточнили в Минтрансе, ограничения в любом случае не касаются аэропорта.

Источники газеты «Коммерсант» на авиационном и туристическом рынках говорят, что исходное заявление авиакомпании выглядело внезапным и поспешным: буквально в середине недели в парк перевозчика поступил еще один Embraer, речи о прекращении работы не было. Телеграмма от чиновника среднего уровня не является «нормативным актом, требующим обязательного прекращения работы», сертификат аннулируется решением главы Росавиации. «Такие телеграммы достаточно часто приходят в авиакомпании, чтобы те аккуратно выстраивали продажи при ограничении действия сертификата,— поясняет один из источников издания.— Аналогичная ситуация была с крупнейшим чартерным игроком Azur Air, который до снятия ограничений не продавал билеты туроператорам».

В то же время, добавляет он, сейчас «Саратовские авиалинии» действительно могут продавать билеты только в рамках срока действия сертификата эксплуатанта, поэтому новое заявление компании выглядит не менее странным, чем исходное. Сокращение чартерной программы, уточнил собеседник газеты на туристическом рынке, было в любом случае неизбежным из-за нового регламента Росавиации и ежемесячного мониторинга задержек рейсов — с середины апреля до середины мая их доля превысила 20%.

Гендиректор НТК «Интурист» (работает с «Саратовскими авиалиниями») Виктор Тополкараев пояснил, что туроператор пока не получал официальных уведомлений от перевозчика о приостановке или изменении условий чартерной программы. Все продажи туров с перелетом «Саратовскими авиалиниями» с 31 мая приостановлены, а окончательная позиция компании будет сформирована в течение нескольких дней. Одним из вариантов судьбы компании источники называют смену владельцев. Сейчас она принадлежит ЗАО «Инвест-холдинг “Энергосоюз”» и ООО «Союз-Энерго», подконтрольным предпринимателю Аркадию Евстафьеву (экс-глава «Мосэнерго», покинул пост после критики Владимира Путина). По их данным, еще до катастрофы интерес к покупке перевозчика проявлял тот же «Интурист», но переговоры приостановились.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что с финансовой точки зрения компания «не худшая на рынке» и реальных предпосылок для ее закрытия нет. Если «Саратовские авиалинии» все же покинут рынок, отмечает эксперт, последствия не будут фатальными, но его концентрация и монополизация усилятся.