Автопилот для трактора
Ничего особенного в приближающемся тракторе с огромным канадским посевным комплексом, на первый взгляд, не было. Но вблизи стало ясно, что механизатор в кабине не смотрит вперёд и не касается руля. Всё его внимание сосредоточено на сеялке.
Это было настолько непривычно, что я не удержался от вопроса:
– Как же он управляет, если не смотрит, куда едет?
– А он не управляет.
Ответ озадачил ещё больше.
Поэтому, как только трактор остановился, я сразу забрался в кабину. Всё вроде бы как в обычной серийной машине, только рядом с приборной доской на специальном штативе установлен ноутбук, на дисплее которого высвечиваются цифры и графическое изображение поля, ограниченное жирной красной линией.
– Вот, видите – как только трактор пересекает эту линию, идёт звуковой сигнал. А управляет трактором GPS-навигатор с подруливающим устройством. Механизатору нет необходимости следить за дорогой. Курс трактора проложен и введён в программу. Как только агрегат достигает края поля, его надо только развернуть. А спутник выравняет трактор, подав соответствующий сигнал на подруливающее устройство, – объяснял мне фермер Ренат Утекаев.
И говорил он вроде о понятных вещах, только в голове никак не укладывалось, что компьютер – такой привычный в офисе – смотрится здесь, как летающая тарелка.
Благодаря системе спутниковой навигации борозды получаются будто вычерченные по линейке. Если смотреть вдаль, то поле выглядит как мастерски вытканный ковёр. Так не сможет вести трактор даже самый опытный механизатор.
Более того, при помощи системы навигации можно смело продолжать работу в кромешной темноте, когда сев идёт круглосуточно. Или как сегодня, когда попутный ветер накрывает плотным облаком пыли весь посевной комплекс.
Интересно, что такой системой оснащаются все современные тракторы иностранного производства. Эта опция не входит в базовую комплектацию, но по желанию клиента её установят. Конечно, это сказывается на цене: трактор стоит примерно на 200 тысяч рублей дороже.
– Переплатить придётся. Но эта функция окупается очень быстро – меньше чем за сезон, – продолжает Ренат и начинает считать, для наглядности загибая пальцы: – Перерасхода семенного материала не будет. Это раз. Работать можно и ночью, не снижая скорости. Это два. Пересевать не придётся. В общем, одни плюсы.
Но всё же навигационные системы на тракторах спросом у российских крестьян не пользуются. И дело тут не только в цене. Наверное, они бы расходились как горячие пирожки, если бы имелись в селе специалисты, хорошо знающие компьютеры. В фермерском хозяйстве Утекаевых все три брата – Ренат, Рустам и Равиль – не только закончили техникумы, но и хорошо освоили компьютерную грамоту. Поэтому и рискнули, закупив автопилот для трактора. И ни разу не пожалели, что потратили далеко не лишние деньги.
Системой спутниковой навигации сегодня снабжаются все современные тракторы иностранного производства. Однако эту дополнительную опцию в России практически не устанавливают: не хватает квалифицированных специалистов по программному обеспечению.