Автоаукцион: новая напасть или наведение порядка

Который день не стихает обсуждение новости о планируемом введении аукционов на вторичном авторынке. Попробуем разобраться, какие плюсы и минусы это даст.

Суть проекта, который готовит Минпромторг, заключается в ведении аукционной продажи подержанных машин по японской системе. В этом случае автовладелец, желающий продать машину, уже не сможет сделать это самостоятельно, без привлечения третьего лица. Он обязан будет воспользоваться услугами электронной аукционной платформы. Возможно, подобных платформ будет несколько. В министерстве не скрывают, что одной из причин разработки подобного проекта является привлечение дополнительных средств в бюджет в виде налогов. Этот момент настораживает многих автовладельцев, так как при купле-продаже они получат денег меньше, чем без использования системы.

Среди плюсов проекта разработчики перечисляют следующие: улучшение контроля за техническим состоянием и экологичностью автомобиля, прозрачность сделок, безопасный денежный расчет. Плюсы эти отнюдь не бесспорны. Например, сейчас владелец машины старше трех лет и так обязан проходить ежегодный техосмотр, который должен подтвердить безопасность авто. То, что этот техосмотр – зачастую фикция, в том числе и в нашем городе, вина не автовладельцев. Нет гарантии, что и при аукционах эти проверки не окажутся лишь формальностью.

Что касается прозрачности сделок, то это требование и сейчас можно соблюсти. Гораздо больше в этом вопросе будет пользы, если появится возможность бесплатно проверять любой автомобиль по VIN-коду на предмет аварий, залогов, количества владельцев и т. д. Тот же пробег будет скручивать бессмысленно при доступности данных объективных ежегодных техосмотров.

Почему я должен платить какому-то посреднику и ждать продажи, если у меня уже есть покупатель, который готов заплатить столько, сколько меня устроит?

Единственный заметный потенциальный плюс при продаже на автоаукционе – это безопасность денежных расчетов. Так как в разрабатываемой системе машины смогут покупать только лицензированные автодилеры, то выплата средств автовладельцу, скорее всего, будет происходить по безналу. Это исключит необходимость перемещаться с большой суммой денег в руках, что небезопасно.

Некоторые из орчан высказались о грядущих нововведениях:

Александр, автовладелец:

– Каждой своей машиной я в среднем владел 3-4 года, потом продавал и покупал новую. Не вижу особых проблем с новым законом, так как мне главное – продать автомобиль быстрее. Плюс-минус несколько тысяч роли не сыграют. Тем более что не нужно будет самому показывать машину потенциальному покупателю.

 Игорь Геннадьевич,«перекуп»:

– Между собой общаемся по поводу этого закона, прикидываем варианты сосуществования. Пока сильно не переживаю. Всегда найдется возможность заработать на автопродажах.

Дмитрий Сергеевич, автовладелец:

– Считаю этот закон вредным. Почему я должен платить какому-то посреднику и ждать продажи, если у меня уже есть покупатель, который готов заплатить столько, сколько меня устроит? И без того эти «перекупы» надоедают звонками и пытаются сбросить цену, когда продаешь свой автомобиль через объявления на сайтах.

Сергей Раковский, «Орская газета»