Александр Анащенко: технологичность стала базовой человеческой потребностью

Председатель Поволжского банка Сбербанка Александр Анащенко в интервью «РИА56» рассказал, что высокие технологии дают жителям Оренбургской области и почему Сбер наращивает инвестиции в искусственный интеллект.

Александр Григорьевич, вы уже пять лет руководите Сбером в Поволжье. Видно, что за эти годы фокусы банка сместились. Расскажите, как и почему они менялись?

— За это время мир существенно изменился: произошёл настоящий бум искусственного интеллекта, расцвет блокчейн технологии, широко применяются AR и VR-технологии дополненной и виртуальной реальности, интернет вещей стал обыденностью, например, телевизоры и музыкальные колонки с виртуальными ассистентами. Технологичность стала базовой человеческой потребностью.

Сбер одним из первых в стране взял курс на цифровизацию. Мы прошли ИИ-трансформацию, сделали ставку на создание собственных технологий. Мы не видели другого пути, потому что от качества наших услуг и сервисов зависит более 107 миллионов людей —  жителей нашей страны.

Насколько я знаю, в сентябре Сбер признан самым инновационным банком России по итогам первого полугодия 2023 года (по версии Sk Fintech Hub). Как инновационность Сбера могут «прочувствовать» оренбуржцы?

— Расскажу на примере семьи. Допустим, семьи Ивановых.

Почему Ивановых?

— Ивановы — самая распространённая фамилия среди наших клиентов в Оренбуржье. Так вот представим обычную оренбургскую семью: мама и папа, которым примерно по 45 лет, дети – студент вуза и школьник, дедушка и бабушка пенсионного возраста. А ещё, как у каждого пятого оренбуржца, у наших Ивановых есть домашнее животное* — кот.

Нашему дедушке звонят мошенники и говорят, что они «сотрудники банка», задают вопросы о его счетах и персональных данных. К счастью, представитель старшего поколения киберграмотный человек: он читает новости, знает о новых уловках мошенников, о которых рассказывает Сбер в библиотеке знаний «Кибрарий», на канале «Осторожно, мошенники!», в приложении СберБанк Онлайн, в Telegram-канале и соцсетях. Поэтому он быстро заподозрил неладное и сообщил номер телефона мошенников в Сбер через сервис «Сообщи о мошенничестве». Команда кибербезопасности банка после проверки внесла номер телефона в базу, чем уберегла более доверчивых людей от мошенников. Кстати, жалобу можно оставить также на звонки и сообщения из мессенджеров, адреса электронной почты, фишинговые сайты и мошеннические электронные кошельки. Клиентом банка для этого быть необязательно.

Скажу, что борьба с киберпреступностью — одно из приоритетных направлений Сбера.  Для этого мы создали антифрод-платформу, которая работает в режиме 24х7 и выявляет подозрительные операции, оценивая поведенческие паттерны клиентов. Также мы договорились с ключевыми операторами сотовой связи об объединении с их антифрод-системами, что позволяет идентифицировать мошеннические звонки в момент проведения операции клиентом. В результате 99,5% преступных операций предотвращаются в режиме онлайн.

С киберпреступностью разобрались. А в каких еще ситуациях жители Оренбуржья сталкиваются с технологичными сервисами Сбера?

— Допустим, что бабушке семьи Ивановых нужно пройти ежегодную диспансеризацию, чтобы получить актуальную информацию о состоянии своего организма. Она проживает в Соль-Илецке и обращается в районную больницу, где проходит обследование с помощью аппаратно-программного комплекса «Цифровой ФАП» компании СберМедИИ. С помощью комплекса врач делает ей электрокардиограмму, замеряет артериальное давление, температуру, пульс, а также проводит исследования крови. «Цифровой ФАП» позволяет получать результаты лабораторных и инструментальных исследований в режиме реального времени, а благодаря встроенной системе ИИ помогает медицинскому работнику поставить предварительный диагноз.

К слову, «Цифровой ФАП» — не единственный проект по цифровизации медицины, который Сбер реализовал в Оренбургской области.  К примеру, для Детской городской клинической больницы Оренбурга мы разработали мобильное приложение «Личный кабинет героя». В нём можно записать ребёнка на приём, в том числе к узким специалистам, получить онлайн некоторые виды справок, не требующие предварительного осмотра врача. Кроме того, в приложении хранится история болезни маленького пациента, информация о прошлых диагнозах и назначениях специалистов, результаты обследований и анализов. Кроме того, в приложении есть «Студия детского здоровья», в которой представлено видеоуроки по основам здорового образа жизни и справочные материалы для родителей.

Кратко скажу, что Сбер сейчас плотно работает с региональными властями по цифровой трансформации и внедрению искусственного интеллекта в ключевые сферы, такие, как образование, туризм, ЖКХ, культура, экология и дорожное строительство. Много идей по внедрению технологичных решений в мы обсудили, к примеру, на дизайн-сессии по ИИ-трансформации Оренбургской области, которую провели с правительством региона в сентябре. Отмечу, что по инициативе губернатора Дениса Владимировича Паслера в регионе многое делается, чтобы «вшить» технологичные решения в государственные и муниципальные сервисы, повысить качество жизни людей.

Мы сейчас с вами говорим о глобальных, небанковских проектах. Только в таких крупных вещах Сбер применяет свои технологичные решения?

— Конечно нет. Мы бы не могли делиться опытом и технологиями, если бы сами не прошли цифровую и ИИ-трансформацию. Сейчас свыше 75% процессов в Сбере совершаются при помощи искусственного интеллекта. Он участвует в выполнении задач, которые раньше в банке решал человек: какой продукт предложить конкретному клиенту, как выстроить оптимальный маршрут для инкассации, что ответить клиенту в чат-боте или кол-центре, какое число сотрудников должно быть в определённом офисе банка, к примеру, утром во вторник. Нейросеть Сбера Kandinsky открывает новые возможности для творчества, а сервис GigaChat может стать верным помощником в решении бытовых вопросов.

Наши цифровые решения в разы улучшают клиентский опыт. Например, папе семьи Ивановых, потребовалось взять кредит на покупку автомобиля. Он может оформить и получить его онлайн, не отвлекаясь от повседневных задач. Онлайн-кредитование — это абсолютная норма сейчас, об этом говорит статистика. Так, если в 2018 оренбуржцы оформляли кредиты онлайн лишь в 24% случаев, то сейчас эта цифра возросла до 84%.  Объём кредитных средств, которые получили жители Оренбурга по цифровым каналам составляет 23,7 млрд рублей.

Причем по цифровым каналам Сбер помогает получить как небольшие суммы, например, оформить «Деньги до зарплаты» и занять у банка до половины месячного заработка сроком на 30 дней, так и крупный капитал на развитие предприятия с помощью интернет-банка СберБизнес. Так, крупный, средний, малый и микробизнес Оренбургской области с начала года получил 4,3 млрд рублей онлайн, что в 2 раза больше аналогичного периода прошлого года.

Мы развиваем не только онлайн-кредитование: при помощи цифровых каналов наши клиенты могут открыть вклад, инвестировать, зарегистрировать бизнес и открыть расчётный счёт. Перечислять возможности можно бесконечно, главное, что все технологичные решения Сбера помогают экономить время, деньги и управлять ресурсами.

Экономить? Каким образом?

— Использовать комплексные сервисные решения, такие как подписка СберПрайм. Мы объединили наши самые популярные продукты в подписки СберПрайм и СберПрайм+, включив в них онлайн-кинотеатр Okko, доставку продуктов из СберМаркета или Самоката, Hi-Fi-стриминг Звук, облачное хранилище, мобильную связь и другие.

СберПрайм помогает не запутаться в многообразии подписок на рынке, использовать на выгодных условиях сервисы и продукты Сбера, а также получать индивидуальные скидки и бонусы. Наша семья уже несколько лет пользуется СберПрайм+, что позволяет ей ежегодно экономить до 50 тысяч рублей. В качестве подарка на прошлый новый Ивановы подарили старшему поколению подписку СберПрайм, чем помогли им сэкономить порядка 20 000 рублей.

Напомню про программу лояльности СберСпасибо. Бонусы СберСпасибо можно копить и обменивать на скидки у компаний-партнёров и реально экономить. Например, жители Оренбуржья за 10 месяцев 2023 года оплатили бонусам товары и услуги на сумму почти 581 млн рублей. Больше всего бонусами оплачивали товары в супермаркетах, кафе и ресторанах, в магазинах одежды и обуви.

Про экономию времени и денег понятно, а что насчёт управления ресурсами?

Например, сделать апгрейд своего дома с помощью умных устройств Sber. Это и ТВ-приставка SberBox, смарт-дисплей SberPortal, колонки SberBoom, умные лампы, розетки, хаб и датчики. Ими можно управлять удалённо через мобильное приложение или голосом с помощью виртуального ассистента Салют. Например, попросите Салют включить музыку, найти ответ на вопросы в интернете, изменить яркость в освещения в спальне. А по дороге на работу всегда можно проверить и, если забыли, отключить дома свет, розетку с обогревателем, узнать уровень влажности в комнате и многое другое.

Кстати, «учат» наши нейросети распознавать ещё больше задач в том числе жители Оренбургской области, которые работают в Центре подготовки данных для машинного обучения Сбера. Старший сын семьи Ивановых, студент-заочник последнего курса вуза, как раз устроился на работу в отдел Центра подготовки данных для машинного обучения, который находится в Орске.  Он стал «учителем» искусственного интеллекта — как и его коллеги, занимается обработкой текстовых, голосовых, графических и видеофайлов и «тренирует» искусственный интеллект.

Вы заговорили про молодёжь. Какие возможности Сбер предоставляет им помимо трудоустройства?

— Спектр огромный — от обучения до поддержки при создании стартапа, ярче всего это прослеживается на примере школьного и студенческого акселераторов Сбера. Акселерация проводится в два этапа: первый этап состоит из онлайн-лекций и практических заданий. На втором этапе участники объединяются в команды и работают с персональным наставником для превращения идеи в реальный бизнес-проект. По итогам работы лучшие команды представляют свои проекты руководству Сбера, бизнес-ангелам и ректорам российских вузов на демодне. Победители и призёры суперфинала могут претендовать на гранты от партнёров акселератора, грант Президента РФ для магистрантов, а также на бизнес-поддержку проекта со стороны Сбера после завершения программы. Сейчас как раз идет регистрация участников на четвертый поток. Младший сын Ивановых, ученик старших классов, уже подал заявку.

К слову, его друзья из летнего лагеря рассказали, что совсем недавно в их первомайской школе появилась возможность оплачивать обеды и покупки в буфете бесконтактным способом. Теперь им не нужно носить с собой наличку, пересчитывать сдачу и бояться, что мелочь вылетит из карманов. Говорят, с внедрением оплаты по картам очередь заметно сократилась — остается больше времени на полноценный перекус в перерыве между уроками.

Бесконтактная оплата школьного питания реализована в рамках проекта Сбера «Карта школьника», который помимо пользы для детей несет пользу для родителей, администрации школы и комбината школьного питания.

Родители, к примеру, могут получить полное представление о рационе своего ребёнка в школе — все операции по картам фиксируются и отображаются в СберБанк Онлайн, устанавливать лимиты на покупки, определять, на какие товары ребёнок может тратить деньги. «Карта школьника» также поможет администрации школы и комбинату школьного питания автоматизировать отчетность, планировать меню, опираясь на оцифрованную статистику покупок.

Вот ещё пример. Ежегодно Сбер проводит AI Journey — крупнейшую международную конференцию в сфере развития технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Это площадка, где собираются ведущие эксперты, представители бизнеса, органов власти. Участники делятся опытом, передовыми решениями, трендами в области ИИ. Отдельный трек конференции называется AIJ Junior и проводится специально для школьников, где им доступным языком рассказывают про ИИ. Такая проактивная работа позволяет рассчитывать на то, что еще со школы можно воспитать будущих технологических предпринимателей, зажечь в ребятах интерес к науке, искусственному интеллекту и новым открытиям. Для того, чтобы со временем ребята смогли приносить пользу нашей стране и обществу, а их семьи могли гордится ими.

Фото Сбербанка

18+