Не просто донор: зачем оренбуржцы ищут генетических двойников

Фото: Олег Рукавицын.

Представьте, что где-то живет ваш полный генетический двойник и совершенно не подозревает о том, что только от него зависит, будет ли у вас шанс на излечение от рака. Как его отыскать и как уговорить поделиться стволовыми клетками?

Для решения этой задачи созданы регистры костного мозга, где хранятся типированные образцы крови самых разных людей. И чем больше таких образцов, тем выше вероятность того, что отыщется тот единственный, который совпадет с вашим.

С 3 по 18 февраля в Оренбурге и Бузулуке проходят акции по сбору крови для пополнения образцов национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Этот мальчик так и не дождался своего генетического двойника, умер от рака крови. Это заболевание диагностируют в России каждые 20 минут. Количество потенциальных доноров в регистре – около 80 тысяч. В Европе объединенный банк включает в себя более 7 миллионов человек. Есть над чем задуматься.

Конечно, от добровольцев зависит многое. И слава Богу, что люди через сердце пропускают чужую беду и по своей инициативе сдают кровь. Зачастую даже не придают должного значения условиям, при которых, если случится необходимость, будет происходить непосредственно сама трансплантация костного мозга. А процедуры не такие уж и простые.

Во-первых, надо понимать, что в Оренбуржье не заготавливают стволовые клетки и не проводят трансплантацию. Этим занимаются крупные гематологические центры страны. То есть в случае обнаружения донора, предположим, живущего в Оренбурге или Бузулуке, его будут уговаривать приехать в Москву или Питер. Процедура, возможно, займет несколько дней. Но все это только в том случае, если ваши данные совпали и у вас есть желание и возможности для поездки. У кого-то такая ситуация не возникнет за всю жизнь и он просто будет числиться в регистре.

Считается, что во всем мире донорство – бесплатное. Оплачиваются только поиски донора, его вызов, нахождение в стационаре и процедура забора материала. Как происходит на самом деле, остается только догадываться. Хочется надеяться на то, что основным движущим мотивом все же является глубокое чувство сострадания и желание чем-то пожертвовать для незнакомого человека.

Александр Шапочник, заведующий детским отделением областного онкологического диспансера:

— Костный мозг, который содержит стволовые клетки, может набираться из кости. Объем – литр-полтора. Процедура занимает до пяти часов. Имеет место болевой синдром, поэтому манипуляция проходит под общей анестезией, что, соответственно, может нести в себе риски. В другом варианте стволовые клетки получают из периферической крови. Иногда из вены их получают сразу, иногда делается несколько сеансов. Наши оренбургские доноры, которые возвращались после таких манипуляций, к счастью, не имели никаких негативных последствий для своего здоровья. Но если взять мировую статистику, то осложнения бывают.

Александр Карпов, заведующий поликлиникой Беляевской ЦРБ:

— Банк костного мозга пополнять надо по двум причинам. Во-первых, чтобы повысить шансы на выздоровление ребенка или взрослого человека. Во-вторых, чтобы исключить вероятность криминального воздействия на потенциального донора – ведь никто не может заставить человека, который, предположим, 5 лет назад сдал кровь в качестве добровольца, а когда ему позвонили с просьбой стать донором, отказывается им быть. Чем больше людей, тем больше генетических совпадений и, соответственно, шансов найти того, кто откликнется на беду и выручит.

Адреса, где сдают кровь на типированные образцы для национального регистра костного мозга имени Васи Перевощикова:

 — в Оренбурге — ул. Родимцева, 8/1, +7 (3532) 63-21-12, Пн. – пт. 8:30 – 18:00, сб. 9:00 – 12:00; пр. Победы, 129, +7 (3532) 63-21-12, Пн. – пт. 8:30 – 19:00, сб. 9:00 – 14:00;

— в Бузулуке — ул. Ленина, 55, +7 (35342) 2-34-56, Пн. – пт. 8:30 – 18:00, сб. 8:30 – 13:00.