Пилотный проект. В оренбургских школах начнут работать специально обученные медики

Вопросы организации медицинской помощи внутри учебных заведений сегодня в Доме советов обсудили депутаты и представители медицинского и педагогического сообществ. На повестке дня стояла тема запуска в Оренбургской области пилотного проекта, посвященного здоровью детей. Первыми в «Школу здоровья» попадут ученики из Оренбурга, Бузулука и Орска.

Участники совещания отметили, что здоровье детей и школьников является вопросом первоочередной важности, так как именно этот фактор определяет здоровье нации, ее генофонд. О том, что школа сегодня должна выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей заявила и министр здравоохранения области Галина Зольникова. Она объяснила это тем, что через школу проходит каждый ребенок и проблему сохранения здоровья нужно начинать решать именно здесь.

В группе риска

Проведенный в прошлом учебном году анализ состояния здоровья детей показал, что обстановка в регионе складывается даже чуть лучше, чем в среднем по России. Детей в зависимости от состояния из здоровья разделили на пять групп. В первую, самую многочисленную, вошли практически здоровые ребята, их число составило более 50 процентов.

Вторая группа включила в себя теоретически здоровых детей, но имеющих определенные риски развития некоторых заболеваний. Доля таких ребят составила 33,5 процента от общего числа школьников.

Как пояснила Галина Зольникова, доля детей первой и второй групп здоровья — достаточно важный показатель, поскольку именно она является индикатором эффективности деятельности профильных ведомств. По области сегодня этот уровень составил 84,2 процента, что выше среднероссийского показателя.

Следующая группа – третья – включает в себя детей с заболеваниями, требующими медицинского вмешательства. В Оренбуржье медики нашли отклонения у 14,2 процента ребят, или у более 49 тысяч человек.

Четвертая группа – так называемая группа риска – это дети с явными хроническими заболеваниями, которые стоят на учете у врачей и получают специализированное лечение, а также медицинскую реабилитацию. Их численность в Оренбуржье составляет 583 человек, или 0,2 процента. Последняя, пятая группа – это дети-инвалиды. В Оренбуржье их сегодня  4841, или 1,4 процента.

— За последний год наблюдается снижение доли детей четвертой группы и увеличение детей третьей группы, — заметила Галина Зольникова. — То есть снизилась тяжесть и выраженность заболеваний, и не последнюю роль в этом сыграла выстроенная в регионе система реабилитации.  

При этом министр пояснила, что первое место в структуре заболеваний стабильно закрепилось за болезнями, связанными со зрением. На втором месте — болезни органов пищеварения. На третьем — болезни эндокринной системы. При этом в разных возрастных группах структура заболеваемости имеет свои особенности.

Сохранить и укрепить

Новый подход в школьной медицине призван полностью изменить компетенцию медработников в образовательных организациях, рассказала председатель комитета по здравоохранению Законодательного собрания области Татьяна Шукурова.

— Концепция направлена на то, чтобы дети, посещая образовательные учреждения, не теряли здоровье, чтобы стресс и объемы информации не повлияли негативно на ребенка, — пояснила Шукурова. – Здоровая жизнь школьников – это не только контроль санэпидрежима, контроль за приготовлением пищи, составлением меню и занятиями физкультурой. Это комфортная среда в учреждении, которая будет способствовать тому, чтобы дети сохраняли и укрепляли здоровье, получая знания.

Кроме того, значительное внимание в регионе намерены уделить психологическому здоровью школьников, особенно в период сдачи Единого госэкзамена и на фоне трагических событий в ряде школ разных регионов. Эксперты отметили, что в Оренбуржье намерены расширить штат школьных психологов и подготовить педагогов там, где открыть еще одну штатную единицу не представляется возможным. Для обучения специалистов уже разрабатываются специальные антистрессовые программы.

Большая работа, по словам депутата, предстоит и с родителями и педагогами учащихся. Психологи намерены научить взрослых правильным методикам общения с детьми, помощи им.

— В наш век информационных технологий мы порой забываем, что с детьми нужно разговаривать – интересоваться не только их оценками, но и спрашивать как дела, что происходит в их жизни, где они хотят отдохнуть и чего боятся, — отметила Татьяна Шукурова. — Современная школьная медицина должна решать и эти вопросы.

При этом она отметила, что вопросы назначения лечения останутся на плечах участковых врачей, которые хорошо знакомы с детьми и более компетентны. По мнению депутата, такой специалист проведет грамотное обследование, проанализирует результаты и только потом составит необходимую схему лечения. Школьный фельдшер, в свою очередь, обязан уметь правильно сориентироваться – куда отправить, что сделать, как сориентировать родителей.

Кроме того, на повестку дня вынесли вопрос подготовки медицинских специалистов для работы именно в школах. Для этого образовательные учреждения разработают специализированные программы, с помощью которых будет вестись подготовка школьных фельдшеров. Отдельно в Оренбуржье начнут «воспитывать» и школьных врачей.