Детей с нарушениями речи в Оренбуржье становится больше

Логопедия — это наука речи, слов, звуков. Планета со своим неповторимым внутренним миром, правилами. Этими правилами являются взаимное сотрудничество и взаимодействие в едином речевом пространстве с целью предупреждения, профилактики и преодоления речевых нарушений у дошкольников.

Лариса Владимировна Звягина — логопед из Пономаревского района Оренбургской области, вот уже пятнадцать лет вместе с родителями преодолевает речевые нарушения детей, познавая с ними мир звуков и слов. Она окончила Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии с квалификацией учитель-логопед, социальный педагог.

— Лариса Владимировна, правда, что детей с нарушением речи становится все больше?

— Да, это так. К примеру, в нашем детском саду, около 80% детей в возрасте от пяти-семи лет имеют нарушения речи.

— «Р», «Л», «Ж», «Ш» — эти звуки такие трудные для малышей. Почему одни самостоятельно формируют правильное произношение этих звуков, а другим требуется помощь?

— Эти звуки тяжело произносятся. Ребенку сложно и непонятно, как можно завернуть язычок «чашечкой», куда-то вверх поднять и тому подобное. Они смешивают эти звуки с другими, не различают их. Причин может быть много. Это и физиология – какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, та же короткая уздечка или особое строение зубов (очень редкие зубки), нарушения прикуса. И еще дополнение к этому – психологические и неврологические особенности ребенка, да и наша современная экология. Вот из-за этих особенностей формируется у одних детей правильное произношение, а у других – нет.

— Какова роль культуры речи в семье?

— Общение в семье, культура речи имеют огромное значение, ведь это первая окружающая среда, которую воспринимает ребенок. Хочется сразу же дать небольшой совет родителям: никогда не искажайте речь в разговоре со своим ребенком. В этом случае у него будет такое же восприятие, и он начнет также вам отвечать. Говорите как со взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить в интонации), и у него будет формироваться правильное восприятие речи.

Дети нуждаются в большом внимании: чтение детских книг, беседы, общение, игры, совместная деятельность и другое, чтобы речь была не только чистой, но и развитой, с богатым словарным запасом. Если родители быстроговорящие или в семье неблагоприятная эмоциональная атмосфера, у ребенка может появиться логоневроз — проще, говоря, заикание.

— До какого возраста родителям можно не беспокоиться о поиске логопеда?

— Впервые показаться можно в 1-1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже в полтора года будет видно. Если у вашего малыша развитие речи в норме – есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы – не переживайте и не беспокойтесь до 3,5-4 лет. Если что-нибудь настораживает, обратитесь к специалисту раньше.

— Далеко не у всех есть возможность посещать развивающие занятия. Как можно самостоятельно заниматься дома?

— Во-первых, всегда разговаривайте со своим ребенком. Чтобы он ни сделал, чтобы ни взял, чтобы вы ни делали вместе – всегда объясняйте и рассказывайте ему. «Что это? – Ложечка. – Что из ложечки делают? – Кушают. – А что еще из ложечки можно делать? – Пить». Вот уже два глагола ребенок услышал, запомнил.

Во-вторых, обязательно дома должна подключаться пальчиковая гимнастика – элементарное «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Поиграть пальчиками, походить ими по столу. Можно, например, маме во время просмотра мультфильмов взять ручку ребенка и сделать массаж.

В-третьих, сейчас в магазинах множество материалов – глина, пластилин, краски – лепите, рисуйте, это все развитие мелкой моторики и речи. И, конечно, артикуляционная гимнастика. Она поможет ребенку в дальнейшем освоить все звуки.

— Какие еще задачи помогает решить логопед, например, в школьном возрасте?

— Нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов в дошкольном возрасте ведут за собой проблемы в школе – это нарушение письма, чтения и почерка. Конечно, логопед – это не только детский сад, это школа, абитуриенты, студенты, взрослые.

— Профессия логопеда – это искусство или ремесло? Какова доля универсальных методик и личных находок?

— Это искусство. Универсальная методика одна — работать, работать и работать. Моя работа — это источник совершенно неожиданных поводов для ежедневного удивления и восхищения. Награда за мой труд — счастливые лица маленьких, неугомонных и непоседливых воспитанников, их чистая речь и благодарность родителей.