Театр кукол «Карабаска» из Перми покажет в Оренбурге сатиру Достоевского
С недавних пор одним из лидеров кукольного искусства стал маленький частный театр из Перми под названием «Карабаска». Этот коллектив, состоящий всего из двух актеров – Натальи Красильниковой и Андрея Тетюрина, стал первым в Пермском крае, кто был выдвинут на «Золотую маску» в кукольной номинации. И пусть в том году «Маску» он не получил, но спектакль «Ночь перед Рождеством» по Гоголю запомнился всем, в том числе и оренбуржцам, которым посчастливилось посмотреть его на «Гостином дворе-2014».
Решение поставить спектакль по рассказу Достоевского «Скандальное происшествие в Пассаже, или Крокодил» у многих вызвало шок. Достоевский в кукольном театре! Как это может быть? Но надо сказать тем, кто привык считать Федора Михайловича певцом исключительно страданий и несчастий, что далеко не всегда он создавал произведения о горьких судьбах униженных и оскорбленных. Иной раз, создатель «Идиота» и «Бесов» позволял себе откровенное хулиганство в виде колкой сатиры. Именно к таким творениям относится и «Крокодил».
Суть рассказа в том, что некий чиновник по имени Иван Матвеевич перед отъездом в отпуск решил поглазеть на демонстрируемого в Пассаже крокодила и… оказался им проглочен. Узнав об этом, супруга чиновника потребовала немедленно вскрыть брюхо чудовищу и освободить любимого мужа. Но тут в силу вступают уже экономический и бизнес-факторы, и события приобретают совсем фантасмагорические очертания.
Но от задумки до воплощения замысла путь хоть и недолгий, но сложный. Никто не представлял, как это можно сделать. И тут на помощь пришел знаменитый режиссер кукольного театра Олег Жюгжда из Белоруссии, который и придумал уникальный спектакль, полный парадоксов и режиссерской выдумки.
От актеров потребовалось умение мгновенно перевоплощаться, потому что Тетюрин и Красильникова вдвоем исполняют шесть ролей, а если считать заглавного персонажа — крокодила, то и все семь. Нередко приходится управлять несколькими куклами одновременно: мгновенная смена голоса, манер, динамики – это сложнейшая работа, и она удалась! К тому же, актерам иногда приходится перевоплощаться из кукольных героев в человеческих, и тогда тоже происходит мгновенная смена ритма и масок.
Художник-постановщик Вера Задорожная задействовала в спектакле и теневой театр, и кукол-людей, и самых подвижных в управлении кукол – марионеток, которые активно взаимодействуют, не мешая друг другу.
На протяжении всего спектакля в зале стоит смех, словно бы на театральном капустнике. Инсценировка сделана так, что напоминает произведения абсурдистов ХХ века – Ионеско или Кафки. Олег Жюгжда, оставаясь верным тексту классика, сделал спектакль остроумной пародией на современность, на людские нравы, которые со времен Достоевского, похоже, нисколько не изменились.
За время после премьеры «Крокодил» уже побывал на двух театральных фестивалях, «Гостиный двор» в Оренбурге будет третьим.
Спектакль «Скандальное происшествие в Пассаже, или Крокодил» можно будет увидеть 21 мая, на сцене областного театра кукол, в 11.00 (зрительский показ) и в 13.00 (фестивальный).