Былое и дама: оренбургская артистка отмечает юбилей

Артистка Бугурусланского драматического театра им. Н.В.Гоголя Валентина Благовещенская отмечает 65-летний юбилей. Она пришла в оренбургский театр в 1990 году и за это время успела сыграть немало запоминающихся ролей.

Валя Атласова (в девичестве) родилась в Сызрани. Она рано увлеклась сценическим искусством. С четырнадцати лет бегала она в драмкружок при городском Доме пионеров. А после школы поступила в студию Сызранского драмтеатра имени А. Н. Толстого; играла в народном театре.

Через некоторое время Валентина вышла замуж за актёра Алексея Благовещенского, кстати, выпускника прославленной «Щепки» — театрального училища имени М. С. Щепкина. Молодая семья пропадала в театре, сынишка Паша рос за кулисами. Свои первые шаги он сделал на сцене Белгородского драмтеатра, где некоторое время работали Благовещенские.

— Артистом будет! — восторженно пророчили коллеги по цеху.

И напророчили. Павел Благовещенский пошёл по стопам родителей, работает в театре Вышнего Волочка Тверской области.

Травести

Актриса Благовещенская гордится своим сценическим амплуа «травести».

— В нашем драмтеатре «чистых» травести не осталось, — приоткрывает тайны закулисья Валентина. — Это амплуа было присуще Галине Анатольевне Таскаевой и мне.

Отвечая на наивный вопрос, какими данными необходимо обладать, чтобы играть роли мальчиков, подростков и девочек, Валентина Алексеевна добросовестно перечисляет:

— Рост не выше ста пятидесяти семи сантиметров; соответствующая комплекция; мальчишеский голос… Но главное — в душе оставаться ребёнком, быть чистым и непосредственным. Эти качества не помешают любому артисту, а для травести они — обязательны.

По законам сцены, травести рано выходят в тираж. И по возрасту — лет в 40-45, и по причине «усталости материала» — играть детей неимоверно трудно. Но Благовещенской повезло. Она сумела «вырулить», плавно перейти от ролей отчаянных сорванцов к образам героинь и благообразных старушек, оставаясь в душе всё той же травести.

— Сегодня, в свои 65 лет, Девочку с голубыми волосами я уже не сыграю, — без сожаления и кокетства констатирует актриса. — Но на недавнем новогоднем представлении была Зайчиком — как подметили коллеги и маленькие зрители, очень даже симпатичным.

Характер

Валентина Благовещенская благодарна своей «альма-матер» — театральной студии, давшей путёвку в жизнь. За два года опытные педагоги научили её пластике и сценической речи, поставили голос, которому она знает цену.
Актриса признаётся, что работы ей всегда хватало. В Москву, как другие, не стремилась, за журавлём в небе не гонялась. Понимала: главное — не где, а как играть.На фоне этой, казалось бы, профессиональной кротости у Валентины — упрямый характер. Она вспоминает, как при поступлении в Саратовское театральное училище услышала: «Вам надо в ТЮЗ»… В Театре юного зрителя девушка благополучно прошла два тура. На третьем ей предложили под музыку «поиграть в волейбол».

— Музыкальная и спортивная от природы, я с лёгкостью выполнила бы это задание. Но вдруг заартачилась: чего это я буду перед ними кривляться?! Развернулась и ушла — характер!, — с улыбкой «извиняет» себя моя героиня. Ещё один эпизод из прошлого. На занятии в театральной студии педагог по кукловодству похвалила способную девушку:

— Валя, у тебя талант!

Реакция была неожиданной. Будущая актриса отшвырнула несчастного Петрушку:

— Не хочу работать с куклами! Хочу играть сама!

Характер…

Театр

Наша встреча по поводу юбилея актрисы состоялась второго февраля.

— Ой, сегодня же 25 лет, как я пришла в наш драмтеатр! — радуется совпадению Валентина Алексеевна. — Приехала сюда по приглашению режиссёра Виктора Анатольевича Рудзея, с которым 
была знакома по Балашовскому драмтеатру.

До Бугуруслана юбилярше довелось поработать в Сызрани, Белгороде, Борисоглебске, Рубцовске, 
Балашове. Много гастролировала — по России, Украине, Белоруссии. Приходилось нелегко, но было интересно как в профессиональном, так и в познавательном плане.

— Сейчас всё иначе… О гастролях и не мечтаем — дожить бы до открытия нового здания театра, 
которое сулит большие перспективы, — с оптимизмом смотрит в будущее Валентина Алексеевна.  — Хотелось, чтобы режиссёры почаще обращались к мировой классике: Шекспиру, Мольеру… Работать со стихотворным текстом — ни с чем не сравнимое удовольствие. К сказочным постановкам тоже надо подходить избирательно. Одно дело — любимые всеми «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Золотой ключик», на которых воспитывалось не одно поколение детей. И другое — никому не известные «страшилки» и «стрелялки»… Ведь театр призван воспитывать добрые чувства!

Фото Андрея Шаляпина