Студенческий театр «Горицвет» посвятил новый спектакль ушедшему режиссеру
Народный студенческий театр «Горицвет» давно пользуется любовь и популярностью у жителей Оренбурга. Созданный на основе Студенческого театра эстрадных миниатюр (СТЭМа), который два года назад отметил 50-летний юбилей, он является настоящим долгожителем среди студенческих коллективов. Чуть более 25-ти лет назад его главным режиссером стала Татьяна Коршунова.
За эти годы в репертуаре театра были спектакли, которые вмещали в себя весь спектр российской и мировой драматургии. На студенческой сцене оживали герои Пушкина и Фонвизина, Островского и Бомарше, Гольдони и Евгения Шварца. Но главной темой спектаклей последних лет стала советская драматургия – пьесы Виктора Розова, Алексея Арбузова, Александра Вампилова и других авторов. По словам художественного руководителя театра, заслуженного работника культуры РФ Ефима Цинберга, это объясняется тем, что именно в этой драматургии театр находил то, что практически потеряно в современном мире – чистоту чувств, благородство помыслов и, самое главное, яркие характеры и судьбы.
Все это воплощала в своих постановах Татьяна Коршунова, сама блестящая актриса и талантливый режиссер, выпускница прославленного театрального училища им. М. Щепкина. Последним замыслом Татьяны стала постановка известной пьесы Леонида Зорина «Покровские ворота». К пьесам этого драматурга у Татьяны были особенно трепетное отношение, она даже хотела поставить и сыграть в паре с ведущим актером областного драмтеатра Олегом Бажановым пьесу «Варшавская мелодия». Но… не сложилось.
Работа над «Покровскими воротами» пришлась на период тяжелой болезни Коршуновой, но она трудилась до последнего, превозмогая страшную боль. После смерти режиссера в театре некоторое время был шок – никто не знал, как жить и работать дальше.
Но по свидетельству Ефима Давыдовича Цинберга, в сороковой день кончины Татьяны Германовны ребята решили выпустить спектакль во что бы то ни стало. На помощь пришла подруга Коршуновой, актриса Ольга Григорьева. Она довела постановку до премьеры, которая состоялась в конце мая. Волнение коллектива зашкаливало, но они дали себе слово -обязательно сыграть спектакль, потому что знали – там, на небесах, Татьяна Коршунова зорко следит за ними и ждет только победы. В премьерный день маленький зал театра «Горицвет» по традиции был переполнен. И потому пришла пора рассказать, каким же этот спектакль получился.
Что ни говори, но при одном только упоминании названия «Покровские ворота» все сразу вспоминают фильм Михаила Козакова, снятый в 1982 году и практически сразу после показа на телеэкране ставший культовым. Почему это случилось? Да, наверное, потому, что сделан он был исключительно талантливо, с редким чувством стиля и удивительной добросердечностью и теплотой. К тому же, все без исключения актерские работы, даже эпизодические, были сыграны блестяще. Пытаться переиграть их в наше время – шаг не просто тяжелый, но самоубийственный.
Почему же Татьяна Коршунова решила обратиться к этому суперпопулярному и сверхизвестному материалу? К сожалению, мне не удалось поговорить с ней об этом, но, скорее всего, здесь имели место два основных фактора – любовь к драматургии Леонида Зорина и желание доказать, что в «Горицвете» работают люди, способные к совершению чуда.
И чудо произошло. Спектакль, сыгранный в конце мая в театре «Горицвет» оказался не просто талантливым воплощением популярной пьесы, но настоящим событием в культурной жизни города, о котором, к сожалению, знали лишь те, кому посчастливилось его увидеть.
Первый и главный фактор успеха – это исполнители ролей экс-супругов Хоботовых. Маргариту Павловну сыграла Ирина Цаюкова, прима театра недавнего прошлого. Она блистала на подмостках театра в течение целого десятилетия, играя, в основном, характерные роли, но делала это настолько блестяще, что порой успех спектакля во многом зависел от нее. Но время идет, и несколько лет назад Ирина простилась с театром, решив посвятить жизнь профессии и семье.
Татьяна Коршунова уговорила Ирину Цаюкову вернуться ради исполнения этой роли, потому что знала – это будет очередной её звездный час. Так и случилось. Маргарита Павловна в исполнении Цаюковой – это фейерверк, каскад блестящих актерских приемов в сочетании с настоящим психологизмом «по Станиславскому». К тому же, роль великолепно дополнена внешними факторами – в каждой сцене Маргарита Хоботова появляется в новом туалете, который придает ей яркую дополнительную характеристику. Особенно это проявилось, когда в сцене свадьбы с Саввой Игнатьевичем она появляется в ярко-алом платье, символизируя этим окончательную и бесповоротную победу в семейной жизни. Правда, она не знала, что её бывший муж Лев Хоботов, на которого она имела отдельные планы сосуществования, вдруг не подчинится её «революционному» напору, и захочет построить свою жизнь самостоятельно.
Здесь надо сказать о второй победе спектакля над фильмом. Я имею в виду Василия Карпова, который сыграл роль Льва Хоботова, на первый взгляд, бесхребетного тюфяка, а на самом деле самоотверженного влюбленного героя. Отвлекусь для того, чтобы сказать пару слов о лидере актерской труппы театра «Горицвет» Василии Карпове. Я не припомню спектакля последнего десятилетия, где бы он, исполняя пусть даже не главную роль, не становился центром постановки – настолько он ярок и харизматичен. Но, в основном, ему доставались роли сильных героев, вне зависимости от того, положительных или отрицательных.
И вот впервые он сыграл персонажа, казалось бы, абсолютно несвойственного его актерскому имиджу. Интеллигентный и чувствительный Лев Хоботов долгих 15 лет прожил под пятой жены-командира Маргариты Павловны, и когда вдруг освободился от брачных уз, неожиданно понял, что в жизни есть много интересного, помимо укрепления семейного благополучия под надзором супруги. В том числе, есть и другие женщины, причем совершенно очаровательные.
Василий Карпов сыграл, казалось бы, несвойственную ему роль так, что его и только его теперь хочется ассоциировать с персонажем пьесы. Ничего не хочу сказать плохого в адрес исполнителей ролей Хоботовых в фильме – Инны Ульяновой и Анатолия Равиковича – они великолепны, но Ирина Цаюкова и Василий Карпов сыграли эти роли абсолютно без оглядки на столичных звезд и от этого только выиграли.
Впрочем, увлечение этой блистательной парой ни в коей мере не умаляет достоинств других исполнителей ролей в спектакле. Да, каждого из персонажей мы по прежнему соотносим с исполнителями этих ролей в фильме, но в «Горицвете» постарались для каждого найти свою убедительную актерскую характеристику, отличную от кино.
Так, исполнитель злободневных куплетов Аркадий Велюров в исполнении Михаила Воловича (в фильме – Леонид Броневой), во-первых значительно моложе, и потому его увлечение прекрасным полом, сдобренное не всегда умеренным потреблением алкоголя, выглядит гораздо естественнее. Волович уверенно передал характер несостоявшегося актера, вынужденного петь куплеты «на злобу дня» на скромной эстраде парка культуры и отдыха.
Нового мужа Маргариты Павловны Савву Игнатьевича, бывшего фронтовика, а ныне гравера, в фильме сыграл наш земляк, замечательный артист Виктор Борцов, и эта роль стала для него поистине звездной. Исполнитель же роли Саввы в «Горицвете» — Андрей Анохин, создает по-своему яркий характер уверенного в себе мужчины, который неожиданно попадает под каблук роковой Маргариты Павловны, и, почуяв в ней родственную душу, подчиняется её власти, причем с удовольствием.
В пьесе есть и главный персонаж, от имени которого и ведется рассказ – это молодой человек по имени Костик. В фильме его сыграл совсем молодой Олег Меньшиков. Сыграл и… проснулся знаменитым. Произошло редкое совпадение характера героя и личности артиста, что бывает раз в сто лет.
Исполнитель этой роли в студенческом театре Андрей Суменко и не пытался переиграть Меньшикова – это невозможно. Но он вполне искренен в роли юного ловеласа, который в стесненных условиях коммунальной квартиры напропалую ухаживает за девушками, умудряясь при этом учиться в аспирантуре МГУ, помогать соседу Велюрову работать над текстами и выбирать очередную подругу, а также не просто сочувствовать, но реально спасать Льва Хоботова от напора притязаний экс-супруги.
Вряд ли возможно рассказать обо всех персонажах этого замечательного спектакля, все они по-своему убедительны и оригинальны. Но главное – это то, что ребята посвятили это спектакль памяти своего главного режиссера Татьяны Коршуновой, тем самым поставив своеобразный памятник замечательному режиссеру и актрисе. И бурные аплодисменты со слезами на глазах тому подтверждение.