Сергей Яшин: Вся надежда российского театра на провинцию

В Оренбургском драматическом театре имени Горького полным ходом идут репетиции спектакля  по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Постановку осуществляет режиссер из Москвы, народный артист РФ Сергей Яшин. Он уже известен оренбургскому зрителю по постановке пьесы М. Горького «Васса и её дети».

RIA56 попросил режиссера ответить на ряд вопросов, связанных с предстоящей премьерой и не только…

Чем привлекла вас пьеса Сухово-Кобылина, и что она значит в целом для развития российского театра?

 — Наверное, не все знают, что впервые спектакль по этой пьесе был поставлен именно в Оренбурге, 160 лет назад. Это была антреприза, конечно, но факт остается фактом. Спектакли в Москве и Санкт-Петербурге вышли примерно в то же время, но Оренбург здесь был первопроходцем, и этим надо гордиться.

Но мой интерес к пьесе вызван еще и тем, что судьба Александра Сухово-Кобылина является настолько интересной, что споры о его личности не утихают много лет. Конечно, во многом это связано с трагической и таинственной историей убийства любовницы драматурга, француженки Луизы Симон-Деманш. Тайна эта не раскрыта до сих пор, и многие исследователи исписали груду бумаги, создавая разные версии произошедшего, но именно эта трагедия послужила отправной точкой в создании знаменитой трилогии Сухово-Кобылина, пьес «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».

«Свадьба Кречинского» из них является наиболее популярной и ставится в российских театрах постоянно. Это объясняется тем, что она наиболее легка для восприятия, чего не скажешь о довольно сложной конструкции драмы «Дело», являющееся логичным продолжением «Свадьбы», и уж совсем авангардной «Смерти Тарелкина», которая появилась, когда имен Ионеско или Беккета не было и в помине.

А родилась идея создания пьесы при трагических обстоятельствах, когда обвиненный в убийстве Сухово-Кобылин находился под домашним арестом в своем имении, и его старшая сестра предложила заняться литературным творчеством, предложив, как бы это сейчас назвали, сценарный план. И  работа началась.

Следствие по делу об убийстве Симон-Деманш продолжалось 8 лет, и как пишет сам драматург «…эта история обратила его душу к себе самому».

И вот уже 160 лет спектакли по пьесе «Свадьба Кречинского» не сходят со сцен российских театров.

Но надо предостеречь постановщиков от следующей ошибки: пьеса Сухово-Кобылина не является аналогом бытовых комедий Островского. Скорее здесь верным является мнение Александра Блока, написавшего, что «творчество Сухово-Кобылина – это некоторое соединение Островского и Грибоедова». То есть, главным у него являются не бытовые характеристики, а социальная сатира, переросшая впоследствии в абсолютную фантасмогорию.

Все это очень интересно, но вряд ли можно отрицать, что столь счастливая постановочная судьба пьесы связана в первую очередь с главным персонажем. Кто же он такой – Михаил Васильевич Кречинский? Только ли игрок и авантюрист?

 — Да, конечно, он – игрок. Но не банальный картежник, а игрок по большому счету с судьбой, с любовью, с богатством. В Кречинском много от самого Сухово-Кобылина, который был не только и не столько литератором, а в первую очередь ученым, философом. Ведь он был первым, кто перевел на русский язык труды Гегеля. А игра для него являлась одной из форм выплеска энергии.

Он ведь ни с кем не дружил, был всю жизнь одиночкой, хотя являлся представителем одной из знатнейших семей России, ведущей свое начало еще от Рюриковичей. По сути, сюжет пьесы очень прост: герой, подойдя уже к солидному возрасту, и имеющий множество долгов, решает проблему просто – надо жениться на богатой девушке, и это поможет решить все финансовые проблемы. Так бы оно и было, если бы именно в период подготовки к свадьбе с богатой невестой Лидочкой Муромской не объявились кредиторы, потребовавшие уплаты долга немедленно. И тогда Кречинский вынужден пойти на аферу по обмену Лидочкиного бриллианта на фальшивку. Но подлог был разоблачен, Кречинского ждала тюрьма. И кто же его спас?

Лидочка.

 — Да, Лидочка. Но если бы пьеса было только об этом, то вряд ли она 160 лет держалась в репертуаре десятков российских театров. Я глубоко убежден, что все проблемы у Кречинского в том, что он никогда никого не любил. То есть, он обладал многими женщинами, любившими его, но сам подобного чувства ни к кому не испытывал. И только Лидочка могла стать той единственной, которая пробудила бы в нем истинное чувство. Но и тут судьба сыграла с ним злую шутку – любовь прошла мимо, только «овеяв его ароматом осенних цветов».

Посмотрите, какая судьба у самого Сухово-Кобылина. Прожита огромная жизнь, он умер в весьма почтенном возрасте – 85 лет – и создано всего три пьесы, две из которых практически не имели яркой сценической судьбы. Это – одна из загадок, над которыми бьется не одно поколение литературоведов, а разгадать не может.

Сергей Иванович, хочу задать вопрос о вашей преподавательской деятельности. Вы начали учить студентов еще в 70-е годы, передавая им знании, полученные от великого мастера Андрея Александровича Гончарова. Как изменились студенты за  эти почти 40 лет? Что вас особенно беспокоит?

 — Беспокоит меня одно – чудовищная необразованность нынешних студентов. И если актерам это еще можно простить, то для будущих режиссеров это недопустимо. Ведь режиссер по сути своей должен быть человеком абсолютной грамотности, владеть не только профессией,  но и знанием литературы, музыки, изобразительного искусства, психологии, в конце концов! Но ничего этого нет. Конечно, есть несколько талантливых ребят, которые стремятся к знаниям, но они, к сожалению, в меньшинстве.

И еще, что меня очень волнует: целое поколение выросло в неуважении к святым традициям русского психологического театра. У нас сейчас множество людей, напрямую говорящих о том, что Станиславский и его система устарели, изучать её не нужно. Ха-ха, нам значит не нужно, а в Голливуде, например, желающих учиться по системе Станиславского и Михаила Чехова становится все больше и больше.

Одна надежда – российская театральная провинция. Именно там сохранились лучшие традиции развития театра, и в этом его спасение.

Вот, например, оренбургским театром уже 20 лет руководит замечательный режиссер и организатор театрального дела Рифкат Исрафилов. И ваш театр не просто живет, он дышит полной грудью и способен на большие открытия. Дай Бог всем театрам таких Исрафиловых. Но это, к сожалению, невозможно. Ну а пока будем работать с вашей замечательной труппой, с актерами, равных которым в столицах еще поискать.

Яшин Сергей Иванович родился в 1947 году в Хабаровске. В 1974 г. закончил ГИТИС (мастерская А.А. Гончарова). Работал в Центральном Детском театре, театре на Малой Бронной, с 1987 по 2012 годы руководил Московским драматическим театром им. Гоголя. В настоящее время занимается преподавательской деятельностью, является профессором кафедр режиссуры и актерского мастерства в ГИТИС и театральном институте им. Б. Щукина. Ставит спектакли в различных театрах России.