Айсылу Сагитова: Театральный фестиваль должен стать творческой лабораторией новых идей

В Оренбурге подходит к концу работа VIII Международного театрального фестиваля «Гостиный двор». 2 июня он завершится показом спектакля Московского ТЮЗа «Скрипка Ротшильда». Накануне мыслями о фестивале с RIA56 поделилась Айсылу Сагитова – театральный критик, преподаватель кафедры истории и теории искусства Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова.

— Так сложилось, что в последние годы, даже десятилетия, театральный фестиваль стал единственным местом, где смогут встретиться, пообщаться и обменяться опытом и мнениями театры России и зарубежья. К сожалению, почти полное прекращение гастрольной практики крайне отрицательно сказалось на творческом и моральном состоянии театральных коллективов. Счастье, что иногда театры находят возможность выезжать на обменные гастроли, как это делают Оренбург и Башкортостан. Но это – капля в море. Хорошо, когда региональные власти проводят внутренние театральные фестивали, или такие, как у нас в Уфе, под названием «Тугантел», что означает «родство», куда приглашаются тюркскоязычные театры со всей России и ближнего зарубежья, — отметила Сагитова.

Она подчеркнула, что фестиваль «Гостиный двор», проводимый в Оренбурге, объединяющий в своей программе театры разных стилей и направлений, причем, говорящий на разных языках, является уникальным событием на всем российском театральном пространстве.

— Зрители, пришедшие на фестивальные спектакли, смогли увидеть пусть не полную, но все-таки разностильную и разножанровую картину. Там были и психологические драмы  (Астана и Москва – РАМТ), и музыкальные комедии (Оренбург и Симферополь), но нельзя не сказать о том, что любой фестиваль предполагает показ некоторых новых форм театрального жанра. Ведь именно фестивальные спектакли смогут продемонстрировать, как меняется театральная мысль, как развивается драматургия. Во всем мире зрители ломятся на фестивальные показы еще и потому, что только там можно увидеть нечто, принципиально отличающееся от сложившихся стереотипов. Странно, но именно такие спектакли соединили в один день – 31 мая на трех площадках можно было посмотреть оригинальные постановки: «Невероятная любовь» из Орска, «Война» — Азербайджанский ТЮЗ и спектакль Русского драматического театра  из Уфы – вольную театральную фантазию «Отцы&дети» по роману Тургенева. Конечно, зритель, воспитанный в достаточно консервативной традиции, по-разному может воспринимать новый театральный язык, но надо понимать, что театр – это живой организм, он должен развиваться. И если в театре идут пьесы, поставленные в классической традиции, то там обязательно должно быть место для эксперимента. Для этого, в основном, существуют так называемые «малые сцены», где молодые режиссеры могут позволить себе любой театральный эксперимент. Именно такие работы, как правило, горячо обсуждаются на фестивалях, они дают театрам стимул к дальнейшему развитию, то есть любой фестиваль должен стать творческой лабораторией новых идей.

Что же касается фестиваля «Гостиный двор», то хочется пожелать ему долгих лет жизни и больше новых форм и открытий, — заключила Сагитова.