За зерно Сало все-таки ответит?
В прошлом вице-спикер Законодательного собрания области, председатель аграрного комитета Александр Сало, отбыв часть положенного срока и освободившись по УДО, вновь может оказаться за решёткой.
На этот раз за хищение на сумму свыше 500 миллионов рублей и за превышение должностных полномочий. Началась эта история ещё в 2008 году.
Хлебное место
В марте 2013 года стало известно, что Объединённая зерновая компания (ОЗК) проверила Сакмарский элеватор и не обнаружила там зерна интервенционного фонда России.
ОЗК – единственный агент, уполномоченный государством на работу со стратегическим хлебным запасом страны. Она делает закупки, определяет элеваторы, на которых можно хранить запас. Она же проводит интервенционные торги, регулирующие ценовую политику на рынке. Сакмарский элеватор был собственностью Александра Сало. Интервенционный фонд хранился там не первый год, но…
Обстоятельства той проверки погребены в толще папок уголовного дела. 79 томов по 300 страниц каждый. Это лишь то, что собрали в течение 22 месяцев следователи полиции.
И только после того, как господин Сало лишился статуса депутата. До этого после сигнала ОЗК о пропаже зерна делом занимались Федеральная служба безопасности и Следственный комитет.
По материалам дела, в 2013 году на Сакмарском элеваторе обнаружилась недостача – 51 186 тонн. Ещё 10 тысяч тонн было испорчено. Случаи пропажи зерна интервенционного фонда, в общем-то, не редкость, но сакмарская оказалась рекордной. В 2013 году по всей стране недосчитались на элеваторах около 100 тысяч тонн. И половина приходилась на Сакмарский.
Примерно в это же время здесь же исчезли запасы нескольких частных компаний, в том числе «Юга Руси» и «Международной зерновой компании – Поволжье».
По предварительным оценкам, сумма ущерба – сотни миллионов рублей. Заявители метались по всей стране в поисках справедливости. Дошло до того, что из Генеральной прокуратуры была спущена директива с требованием разобраться с депутатом.
Про свиней
Зачем понадобилось Александру Сало так много денег? Есть предположение, что суммы шли на погашение долгов свинокомплекса «Тимашевский», который тоже был в процедуре банкротства и под уголовными делами. Свинокомплекс построили в 2006 году на кредит в 265 миллионов рублей, выданный Россельхозбанком. Ставки по кредиту субсидировались из областного и федерального бюджетов.
По версии следствия, животноводческий комплекс строился из бросовых материалов, собранных по деревням на полуразрушенных старых фермах. А в отчётах значились новые стройматериалы.
Деньги двигались по счетам аффилированных фирм. Якобы расчёт за подрядные работы, оказание услуг и прочее. На самом же деле деньги, пройдя определённый круг, возвращались на счета Сало, полагают следователи.
Движение это было рассчитано на 8 лет. «Тимашевским» тоже занималась ФСБ. После доследственной проверки передали материалы в Следственный комитет, но там это дело почему-то закрыли.
Однако свобода от следствия вовсе не означала свободу от долговых обязательств.
Александр Сало занимал деньги. Много. В банках, у родственников и партнёров. Каждый заём выдавался под проценты, гарантии, поручительства. В этот же период своей предпринимательской карьеры бывший депутат «расстроил» отношения с партнёром по бизнесу и главным бухгалтером Аллой Чуриловой.
Случившийся позже зерновой скандал только усугубил войну между партнёрами.
Двойное дно
После «Тимашевского» был зерновой скандал. Сало решил половину ответственности переложить на Чурилову. Но, по её словам, к зерновой истории она уже не имела никакого отношения. Ругались партнёры долго и решили бизнес разделить. По соглашению сторон Чуриловой досталось офисное помещение на улице Чкалова в Оренбурге, которое сдавалось в аренду.
Предположительно, из намерения отомстить «за всё хорошее» Чуриловой Александр Сало и продал здание, не имея на это юридического права.
Кроме того, Александр Владимирович так возненавидел своего бухгалтера, что даже в одном из профессиональных споров на поле пшеничном нанёс ей побои. На этом его и поймали правоохранительные органы.
За это его и посадили в тюрьму, из которой он был выпущен условно-досрочно через год.
И было даже обидно за нашу систему правосудия. Ведь громкое дело о хищении зерна на несколько сотен миллионов рублей совсем затихло. Сало оказался за решёткой за сделку с недвижимостью и побои.
Но на свободе Александр Сало пробыл совсем недолго. Как раз закончилось следствие по зерновому делу, и прокуратура утвердила обвинительное заключение.
По словам прокурора Сакмарского района Николая Турецкова, в деле, есть показания свидетелей, утверждающих, что в силосах на элеваторе было сконструировано двойное дно.
То есть проверяющие видели, что в открытом люке хранилища есть семена подсолнечника или пшеницы, а на самом деле хранилище было практически пусто.
Есть, по словам прокурора, и показания свидетелей, которые рассказывают о том, что интервенционное зерно возили на мельницу Сало, а затем продукцию реализовывали по рыночной стоимости. 8 томов уголовного дела занимает только бухгалтерская отчётность за период 2008 – 20 13 годов, которую удалось восстановить в ходе следствия.
Суд пока не назначен, а бывший депутат находится под подпиской о невыезде.