Гарри Бардин рассказал об Оренбурге, творчестве и новом фильме
Известный российский режиссер анимационного кино Гарри Бардин прибыл в Оренбург по приглашению благотворительного фонда «Евразия», с которым поддерживает тесные дружеские связи уже второй десяток лет. Гарри Яковлевич принял участие в торжественном закрытии Года кино, которое состоялось в субботу, в кинотеатре «Сокол». Во время последнего визита, помимо представления нового фильма под названием «Слушая Бетховена», Гарри Бардин провел творческую встречу с поклонниками своего творчества, не которой рассказал о себе, своих работах и планах на будущее. RIA56 удалось взять интервью у знаменитого земляка.
Режиссер представил оренбуржцам свой новый мультфильм «Слушая Бетховена», который впервые был показан в мае этого года на кинофестивале в Каннах, где участвовал во внеконкурсной программе. А 28 лет назад его фильм «Выкрутасы» был удостоен на этом самом престижном мировом кинофоруме главной награды «Золотой пальмовой ветви».
Гарри Бардин, который родился в Оренбурге 11 сентября 1941 года, уже неоднократно приезжал в город своего детства, как член жюри кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард». Именно там ему был вручен «Золотой Сарматский лев» за вклад в киноискусство. Также режиссер представлял оренбуржцам свою книгу «И вот наступило потом…», выпущенную в книжном издательстве им. Г. Донковцева.
— Какие воспоминания из оренбургского детства сохранились в Вашей памяти?
— Я прожил в Чкалове (так назывался Оренбург в годы войны) всего три года. Мою маму, которая ехала в эвакуацию, сняли с поезда, поскольку уже начинались роды. Так я стал уроженцем вашего города. Все мое детство прошло в доме по улице Советская, 1. Мы жили на третьем этаже. И когда в 2001 году меня привезли к этому зданию, я сразу узнал наши окна.
Но, если честно, помню я очень немного, потому как был слишком мал, чтобы запоминать и анализировать события. Но что я помню очень хорошо, так это отправку на фронт курсантов танкового училища, располагавшегося в нашем дворе. Навсегда песня «Вставай, страна огромная!» будет у меня ассоциироваться с этими ребятами, которые шли на священную войну. И поныне, когда звучит эта песня, я встаю, ибо по-иному не могу почтить память этих ребят.
— Вы снимаете сейчас уже третий фильм, не пользуясь финансовой поддержкой министерства культуры РФ, а исключительно на народные деньги. Чем это вызвано?
— Я принципиально прекратил все отношения с этой организаций, возглавляемой господином Мединским. Считаю его человеком, который наносит нашей культуре в целом, и киноискусству, в частности, неповторимый вред. Все эти бесконечные циркуляры, указания как нужно работать сильно ударяют по творческой составляющей людей, которые создают произведения искусства. И потом, — это же просто неприкрытый цинизм, когда создавая какие-то комиссии, якобы по улучшению качества кинопроизводства, за ними скрываются в прямом смысле фирмы по отмыванию денег. Приведу пример. Несколько лет назад меня пригласили в качестве эксперта стать членом комиссии по отбору сценариев для производства фильмов.
Был предложен список из 12 пунктов, в котором главенствовали такие понятия, как «показ героической истории народа», «духовность», «наличие православной тематики» и тому подобное. Читая сценарии, я ничего подобного не обнаруживал, ибо, в основном это были не очень умные приключения каких — нибудь ёжиков, или клякс. Естественно, я ставил за содержание двойку, или, в лучшем случае, тройку.
Это не понравилось составителям данного циркуляра и меня отстранили от участия в этом процессе. То есть, я хочу сказать, что все эти экспертные советы – просто «липа»!
А господина Мединского я считаю довольно грязным пиарщиком своих неудачных сочинений, а также человеком, который не погнушается идти на поводу у «сильных мира сего». Потому все отношения с возглавляемой им организаций мною прекращены.
То, что я принял решение просить помощи у зрителей, то есть народа, конечно для меня не очень удобно. Но, счастье, что у меня есть много замечательных друзей, которые участвуют в создании моих картин бескорыстно. К таким я отношу, в первую очередь, выдающегося музыканта, народного артиста СССР, Владимира Спивакова. Фонограмма, записанная им и его оркестром к фильму «Гадкий утенок» — это просто гениальный труд. Причем, это признано не мной, а огромным количеством специалистов.
Сумма затрат на фильм «Слушая Бетховена» составила 6 миллионов 250 тысяч рублей. Для кинопроизводства – это небольшие деньги. Но я искренне благодарен людям, которые откликнулись, и их финансовая поддержка позволила мне снять фильм, который пригласили в Канны.
— Говорят, что в качестве приза за оказание финансовой поддержки, Вы организуете экскурсии по своей студии, где можно познакомиться со съемочным процессом.
— Да, это так, Желающих оказалось достаточно, так что мне временно пришлось овладеть профессией экскурсовода. Это нелегко, особенно, когда в группе присутствуют и взрослые, и дети. Ведь надо сделать так, чтобы было интересно всем. Но пока все удается.
— Какое событие уходящего года было для Вас наиболее ярким и запомнившимся?
— Не погрешу против истины, но это было приглашение на Каннский фестиваль. Через 28 лет вновь оказаться там, пусть с фильмом внеконкурсной программы – это здорово. Кстати, вторым фильмом-участником этой программы была игровая картина «Ученик» Кирилла Серебренникова, которая также была снята без всякого участия министерства культуры. Это знаменательно.
— Скажите, какой фильм, из созданных в последнее время, Вы порекомендовали бы посмотреть.
— Я буду в данном случае пиарить фильм своего сына Павла Бардина. Дело в том, что после ряда успешных киноработ ( «Трое и Снежинка», «Россия 88», «Гоп-стоп» ), его пригласили снять сериал по заказу Первого канала. Это была картина «Салам, Москва!» Но вот уже три года как фильм «лежит на полке» и не доходит до зрителя. И только совсем недавно господин Эрнст разрешил выложить его на портал, причем в платном варианте.
Мой друг, продюсер Александр Акопов, посмотрев его, сказал, что давно мечтал, чтобы в России появился фильм, не уступающий по качеству и содержанию «Играм престолов» или «Карточному домику». И вот такой сериал появился.
Я считаю, что это очень хорошее, умное, многомерное кино. Там масса ярких многоходовых ситуаций, нестандартный сценарий. И тема национальных взаимоотношений раскрыта очень правдиво, бело всякой лжи и лакировки. Так что, если будет возможность – посмотрите.
— Вы уже неоднократно бывали в Оренбурге. Как он вам представляется в нынешнем виде?
— Хороший город. И люди у вас замечательные. Только вот очень жаль, что здание по улице Советской, где прошли мои детские годы, находится в таком ужасном состоянии. Это ведь еще и исторический памятник! Надеюсь, что его приведут в порядок. И я еще неоднократно приеду в город моего детства.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
«Слушая Бетховена»: новый анимационный фильм Гарри Бардин снял за полтора года