«Восток & Запад. Классика и Авангард»: звездные гости поделились впечатлениями о кинофестивале

По традиции кинофестиваль в Оренбурге завершился большой пресс-конференцией, на которой организаторы постарались подвести итоги и выяснить, что получилось, а что – нет. Общее мнение: фестиваль год от года набирает силу, повышает «организационную планку», растет количество и качество фильмов, представленных как в конкурсных, так и во внеконкурсных программах.

Так, в этом году, несмотря на то, что российский конкурс «Сплетенные параллели» прошел без участия жюри (помешали финансовые проблемы), на фестивале были заявлены и успешно осуществлены несколько внеконкурсных показов, которые пользовались едва ли не большей популярностью, чем конкурсные. Это были тематические: «Литература в кино» (не зря же фестиваль проводится в Год литературы!), «Сделано в России» (фильмы производства кинокомпании «Интерфест»), «Актер-режиссер» (фильмы, где режиссерами являлись известные ранее киноактеры). Кроме того, была представлена программа Независимого альтернативного кино из Европы и впервые «Оренбургское кино. Первый опыт».

Все эти показы сопровождались встречами с авторами и исполнителями главных ролей, среди которых нельзя не отметить режиссера и продюсера Рената Давлетьярова, народных артистов России Сергея Никоненко и Андрея Соколова, начинающих режиссеров, но уже популярных артистов Кирилла Плетнева и Марию Болтневу.

RIA56 удалось побеседовать с некоторыми из участников фестивальных программ.

Ирина Купченко, народная артистка РФ, известная по ролям в фильмах крупнейших российских режиссеров – Андрея Кончаловского («Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных»), Владимира Мотыля («Звезда пленительного счастья»), Марка Захарова («Обыкновенное чудо») и других. На Оренбургском фестивале был представлен фильм с её участием «Училка» режиссера Алексея Петрухина. Эта кинолента не так давно была показана также на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, где Ирине Купченко вручили главный приз (именно ей, а не фильму, так как её исполнение главной роли было признано выдающимся, а фильм был оценен весьма средне).

– Мнения критиков и зрителей о фильме «Училка» очень расходятся. Первые считают его весьма посредственной «поделкой», эксплуатирующей модную ныне тему подростковой жестокости. Зрители же приняли картину с восторгом, называя её новым словом в жанре «школьного» кино. Как лично Вы относитесь к фильму в целом, и главной героине, в частности?

– Работать над этой ролью было очень тяжело, хотя режиссер Алексей Петрухин шутит, мол заперли на сутки в классе великовозрастных школяров и их училку, потом открыли дверь, и… фильм готов! А вообще, после официальной премьеры у нашей съемочной группы было немало встреч со зрителями, в основном, педагогами, – рассказала Ирина Купченко. – Этому фильму был посвящен Круглый стол в редакции газеты «Комсомольская правда», на котором учителя высказали полную поддержку и желание помочь в продвижении картины на экран, чтобы её посмотрело как можно больше школьников и педагогов. В свое время я уже играла учительницу в фильме Ильи Авербаха «Чужие письма». Но то была психологическая драма, а «Училка» – жесткий экшн. Что делать! Как сказал классик – «Ужасный век – ужасные сердца!».

Сергей Никоненко, народный артист РФ, выпускник ВГИКа. На его счету более ста фильмов самых разных жанров. С конца 80-х годов прошлого века начал работать как режиссер. Снимает фильмы, в основном, в жанре лирической комедии. Среди ни – три по произведениям выдающегося российского писателя и актера Василия Шукшина («Елки-палки», «А поутру они проснулись», «Охота жить»).

– Что для Вас творчество Шукшина? Почему Вы раз от разу возвращаетесь к его произведениям?

– Шукшин – это такой океан сюжетов и чувств, что в нём можно утонуть даже «не отходя далеко от берега», – считает Никоненко. – Я обращаюсь к его творчеству, потому что нахожу в его прозе все новые темы, которые хотелось бы донести до зрителя. Казалось бы, все герои Шукшина – простые люди. В наш век, когда в кино и прозе главенствуют банкиры, олигархи, а попросту – бандиты, тема простого человека из сельской глубинки неактуальна. Но это только на первый взгляд. Ведь все мы вышли из деревни, и кто бы там не говорил о каких-то аристократических корнях, скорее всего, они лгут. Аристократию в нашей стране извели начисто. А вот мужик остался. Потому он и будет главным героем моих фильмов.

– Вы встречались с этими самыми сельскими жителями в райцентре Новосергиевка. Как вам сельчане 21-го века?

– А ничего от времени не изменилось. Жители села, как были, так и остались людьми крепкими телом и духом. И еще, они очень любят слушать стихи. Я им читал Есенина, Блока, Пушкина. Слушали с восторгом! Вот для таких людей я и снимаю кино. А олигархи пусть смотрят в своих особняках всякий Голливуд.

Нигина Сайфуллаева – самая успешная дебютантка 2015 года. Её фильм «Как меня зовут» был показан уже на нескольких кинофестивалях, и везде его встречали с восторгом. И критики, и зрители отмечали у дебютантки уверенную режиссерскую руку, умение работать с актерами, и, самое главное, нестандартный сценарий.

– Как сложился этот успех?

– Для меня самым главным было почувствовать, что именно эти актеры будут на своем месте, так как задумано по сценарию. И тогда всё сложится, – рассуждает Нигина Сайфуллаева. – Мы с актрисами, моими подругами Сашей Бортич и Мариной Николаевай, а также с маститым актером Константином Лавроненко поняли друг друга сразу. Потому и работалось легко. 

– Что сейчас лежит в «творческом портфеле» Нигины Сайфуллаевой?

– Сейчас я снимаю авторский сериал. Потом будет новый фильм. Мне нравится, чем я занимаюсь, и я хочу работать без остановки, чтобы успеть воплотить как можно больше своих замыслов.

Мария Болтнева, дочь известного артиста Андрея Болтнева, представила на кинофестивале дебютные короткометражки «СемьЯ» и «Бумеранг». Ранее снималась в сериалах «Глухарь» и «Карпов».

– Последует ли за коротким метром полнометражное кино?

– Да, у меня есть несколько проектов, но все они требуют много хлопот. Я этим заниматься пока не могу. Для меня сейчас главное – мои дети, – отметила Мария, у которой тройняшки – три мальчика. Во время Машиных отъездов, они остаются с няней. Отец мальчишек, Георгий Лежава, с семьей не живет, хотя помогает материально.

– Сейчас у меня пока нет никаких предложений ни от сериалов, ни от большого кино. В театре им. Маяковского, где я работаю в штате, ролей тоже никаких не предлагают. Что ж, если дела будут обстоять так дальше, я найду чем заняться. Просто надо приложить к этому больше сил. А пока дети все эти силы забирают себе. Но, я думаю, скоро все изменится, – поделилась Болтнева.