И грянет «Другая Среда»: как прошёл городской вечер поэзии

фото: Geometria.ru

Пожалуй, из вариантов культурного отдыха поэтические встречи наименее популярны и уступают театру, кино, музыке и выставкам. Они обычно немногочисленны и по атмосфере похожи на камерные квартирники «для своих». Если, конечно, в Оренбург не приедет какая-нибудь Вера Полозкова или Ах Астахова – тогда будет аншлаг. Но

V Городской вечер поэзии «Другая Среда» показал обратное: местному литературному творчеству – быть и процветать.

До. Как пройти в ДК?

ДК «Молодёжный», 28 января, до городского вечера остаётся полчаса. Пробираясь через холод – погода вечером не баловала – думаешь, что если вечер пройдёт даже «на троечку», выход из дома не оправдается. Слишком неуютно на общественном транспорте добираться до места назначения. Но согревают уже купленные билеты и любопытство: как всё пройдёт? Тем более, программа обещала быть интересной.

А вот II Городской вечер, на котором удалось побывать два года назад, интересным не был. Более масштабным, чем обычные встречи «Другой Среды», — да, но и неумелым тоже. Слегка, но всё же это чувствовалось.

Теперь – V поэтический вечер и фойе. Пришедших немного, в основном, это молодёжь – приглашённые знакомые участников «Другой Среды» или частные посетители подобных встреч. А кого-то просто пригласили знакомые, и вечер – «дебют» в литературном мире. За 10 минут ситуация несколько меняется, появляются люди более старшего возраста; некоторые из них держат в руках пригласительные и, по собственному признанию, даже не знают, чего ожидать, но надеются на лучшее.

18:45. Открываются двери в зал, начинают пропускать посетителей. Очередь выстроилась большая, но, пройдя к местам, понимаешь, что в масштабах «Молодёжного» любителей поэзии немного, буквально несколько рядов. Может, из-за морозов?

…спустя 15 минут, обернувшись, сильно удивляешься: яблоку негде упасть! Практически полный зал –  вместимость 620 человек – столько не все музыкальные концерты могут собрать. До последнего ряда – сотни детей, подростков, студентов, чьих-то мам и пап, бабушек и дедушек. Сюда действительно пришли разные не только по возрасту люди, но их объединяет одно: через 2 минуты начнётся «Другая Среда».

Во время. Кто убил Есенина?

В зале светло и немного шумно, когда к микрофону выходит саксофонист. Начало положено прекрасной и чистой музыкой – а потом тишина, и без объявления выходят Юлия Шошина и Кирилл Серёгин и читают «У лживой тайны нет секрета» Валентина Гафта. «…но так устроен белый свет, / Что есть в нем вечное страданье, / Там и рождается поэт». Кстати, сцена украшена портретами поэтов, нарисованными участником вечера Вадимом Хасановым.

Всего в программе вечера поэзии 13 сольных, 5 совместных, 1 музыкальный и 1 номер-интрига. От выбора произведений и написания сценария до генеральной репетиции и главного выхода на сцену прошло 5 месяцев. Не все дошли до этого момента, ведь отбор был строгим.

Ведущие Александр Абрамов и Ольга Замятина не просто объявляют следующий номер, но и погружают публику в историю отечественной литературы. Они рассказывают про поэтов-шестидесятников, а также плавно переходят к стихотворению «Да, мальчики»: автор представил своё творение самому Хрущёву и попал на несколько лет в опалу. А ведь всё началось с «Давайте, мальчики» Евтушенко, продолжилось «Нет, мальчики» Грибачёва и завершилось произведением популярного ныне Роберта Рождественского.

«Мы – виноваты /Виноваты очень:/ Не мы с десантом падали во мглу…» — декламирует Антон Костин под рок. Интересное сочетание: агитационное стихотворение, агрессивная музыка от школы Александра Шабольникова и красное световое оформление.

Серьёзное начало вечера сменяется шуточным совместным номером. Когда зал погружается в непроглядную темноту, на сцену выходят главные герои: мэр, прокурор, бандит, бизнесмен и…поп. В городе N должны построить стадион к чемпионату мира по футболу, но денег нет, а земля обещана под церковь. Начинается жаркая дискуссия, обсуждение откатов – в общем, всё как в жизни. Но прокурор ставит точку в этом нечестном деле: «И вы вели напрасный спор / в психушке среди жёлтых сцен / Какой пассаж, какой прокол…». Герои-то сидели за столом, и не было видно, что они при пиджаке и в шортах! Кстати, самым комичным персонажем оказался батюшка в исполнении Семёна Астафьева, который и по сценарию, и во время недолгих заминок окроплял сидящих и приговаривал: «Свят, свят, свят». Ребята задали настроение публике.

Далее участники осмысливают судьбы поэтов. Несколько громкое исполнение стихотворение «Сергею Есенину» Владимира Маяковского, после – «На смерть поэта А. Грибоедова» Александра Одоевского и «Кладбище китов» Евгения Евтушенко. В конце этого блока на сцену выходят участники вечера с транспарантами, на которым красным, цветом, с «кровавыми» подтёками были написаны имена погибших и некогда опальных литераторов. Есенин, Бродский, Рыбаков, Мандельштам… И все номера сопровождает музыка – фон усиливает впечатление.

Декламация стихотворения Николая Гумилёва «Память» сменяется номером-сюрпризом – исполнением песни «Если б я была цыганкой» Надежды Кадышевой на языке жестов. Это смотрится очень необычно и интересно, тем более, на сцене ещё и танцуют в ярких цыганских нарядах.

Веселье, заданное предыдущим номером, стихает, когда на сцене появляется «Чёрный человек». Стихотворение Есенина сопровождается театром теней и танцами, а также появлением вполне осязаемого «противника». «Слушай, слушай…». Пожалуй, исполнение вышло слишком громким, а ведь такие стихи требуют некой тишины и эмоциональности, которой не добиться лишь криком.

Зато без громких возгласов, трогательно звучит Белла Ахмадуллина в исполнении Екатерины Гвоздиковой – «Ах, мало мне другой заботы, / обременяющей чело, / мне маленькие самолеты / все снятся, не пойму с чего…». А вот номер по произведению автора «Другой Среды» «Во имя веры» выглядит несколько помпезно и уступает по уровню предыдущим и следующим. Пафосный, громкий и дидактичный, он оставляет не очень приятный осадок, но игра актёров, забавные моменты и следующий выступающий сглаживают впечатление. Отрывок из поэмы «Цыгановы» Давида Самойлова «Смерть Цыганова» ещё раз доказывает, что «душа» произведения – не в громкости. Павел Багаев по-хорошему просто, без пафосных интонаций, заглушающих текст, рассказывает о последних минутах жизни героя. Близкое, интимное повествование заставляет плакать и вызывает громкие аплодисменты и «Бис!» по окончании.

Очень красочной и задорной оказывается постановка по «Балладе о крыльях» Рождественского. Действия разворачиваются в царской России: герой утверждает, что может сделать крылья, просит инструменты у государя и что-то там делает, делает… А в самый ответственный момент, когда весь город собрался на площади, мужичок не взлетает и за это получает батогами.

«Он лежал один. И не было ни звёзд, ни облаков.
Он лежал, широко глаза открывши.
И спина его горела не от царских батогов,
Прорастали крылья в ней.»

Разряжает обстановку песня на стихи Анны Ахматовой, за которой следует исполнение стихотворение Евтушенко «Проклятье века – это спешка». Участники «Другой Среды» следят за модой, поэтому оформили номер в стиле… Mannequin Challenge. Во время номера спешащие по делам люди останавливаются, а после – снова погружаются в дела и гаджеты, практически не замечая никого вокруг.

Завершает вечера поэзии блок авторских произведений. Трогательное стихотворение про собаку представляет Сергей Макаров, жизнеутверждающее «Радуйся» — Любовь Сухарева и назидательное «Одиночество» — Ирина Киселёва.

После. До следующей «Другой Среды».

21.00. На сцену выходят все участники этого вечера – около 30 человек, поэты, чтецы и музыканты. Праздник слова и декламации подошёл к концу, завершилось то, к чему готовились так долго. На их лицах – счастье, ведь им аплодирует, стоя, весь зал! Вот мать протягивает цветы выступившей дочери, а кого-то букет ждёт за кулисами…  

Сцена пустеет, пустеет и зал. Люди спешат в гардероб, по пути делятся впечатлениями. Слышится, как они повторяют забавные моменты или критикуют за «не то исполнение, не то!». И всё это важно.

— На вечер меня пригласил внук, он играет в школе Александра Шабольникова, — поделилась впечатлениями  Вера Васильевна Асеева. – Мне всё очень понравилось, замечательный вечер! Вдохновило меня, довольна, что провела время так. Больше всех понравилось исполнение Самойлова, другое восприятие… Почаще бы такие вечера проводили, привлекали бы и молодёжь, и нас, бабушек.

Если перед вечером не было уверенности, что вечер пройдёт хотя бы «на троечку», то стоя в очереди понимаешь: это – «отлично». Номера, ликбез, музыка, свет, декорации и, конечно же, слова. Зрители действительно сопереживали происходящему, а участники пропускали литературу через себя.

Между вторым и этим городскими вечерами огромная разница, и это не может не радовать. Вечер, несмотря запинки, морозы и маршрутки, прошёл не зря.

Только остаётся один вопрос, не дающий покоя…

…когда следующий городской вечер поэзии?