Иван Качановский: Кровь «Небесной сотни» на руках организаторов Майдана?
В результате противостояния на Майдане и рядом с ним, погибло более 100 людей, из них почти 20 сотрудников правоохранительных органов. 47 протестующих погибли в один день – 20 февраля 2014-го, и эти убийства до сих пор не раскрыты. За два года со времени трагедии МВД, Генпрокуратура и Служба безопасности Украины так и не предоставили никаких реальных и осязаемых доказательств официальной версии массовых убийств на Майдане. В своих пояснениях представители правоохранительных органов часто противоречат сами себе – то утверждают, что вина очевидна и доказана, то говорят, что никаких вещественных доказательств нет, поскольку большинство их них были уничтожены неизвестными лицами.
Более того, Международная консультативная группа Совета Европы в своем докладе говорит о неэффективности текущего расследования дел, связанных с трагическими событиями на Майдане. Правоохранители по-прежнему строят свое обвинение лишь на легенде, которая была преподнесена народу сразу после победы Майдана: абсолютное большинство протестующих было убито сотрудниками «Беркута» и других спецподразделений по приказу Януковича – с целью удержать власть. В то же время, профессор Университета Оттавы Иван Качановский в своем исследовании доказывает: жестокая расправа была спецоперацией, рационально спланированной и осуществленной руководителями Майдана с целью свержения правительства и захвата власти.
На данный момент 79-страничный доклад «Снайперская бойня» на Майдане в Украине» – единственное научное исследование массовых убийств на Майдане Независимости и прилегающих улицах. Автор проанализировал более полутора тысяч видеозаписей, снятых на месте событий (в том числе интернет-трансляций и телепередач в прямом эфире), репортажи украинских и зарубежных СМИ, подготовленные более чем сотней журналистов, около 500 фотографий и 30 гигабайт записей радиопереговоров между сотрудниками и командирами специального подразделения СБУ «Альфа», Государственной службы охраны и внутренних войск МВД (кстати, многие из исследованных видео не были обнародованы, а в последствии – искажены или скрыты средствами массовой информации). В документе приводятся свидетельства очевидцев этих жестоких убийств (как со стороны протестующих, так и командиров правительственных спецподразделений), заявления бывших и нынешних чиновников, оценки баллистических траекторий пуль и характеристики оружия, а также типов ранений протестующих и милиции. В исследовании установлены точные временные рамки различных событий во время массовых расстрелов, местонахождение таинственных стрелков и правительственных снайперов, временная последовательность и места смертей около 50 протестующих.
Профессор Качановский приводит свидетельства вовлеченности в организацию массовых убийств 20 февраля как крайне правых организаций (в первую очередь – «Правого сектора» и «Свободы»), так и олигархических партий (такой автор считает «Батькивщину»). Фото-видеоматериалы и свидетельства участников событий, сравнение позиций протестующих во время их убийства, входные ранения и следы от пуль доказывают, что их убили стрелки, которые располагались в почти 20 зданиях или территориях, контролируемых организаторами Майдана.
Собственно, кровавые события 20 февраля 2014-го начались в шесть часов утра со стрельбы боевыми патронами из подконтрольного Майдану здания консерватории в подразделения «Беркута» – это подтвердили сами стрелки и другие майдановцы в интервью украинским СМИ. В частности, нынешний народный депутат, а тогда сотник Самооброны Майдана Владимир Парасюк говорил, что его подразделение, состоящее из вооруженных протестующих с боевым опытом, располагалось в здании консерватории во время массовых убийств, и подтвердил, что эти люди стреляли в силовиков. В интервью BBC один из стрелков Майдана, который базировался в консерватории, сказал, что он был нанят еще в конце января 2014 года, а оружие поначалу было спрятано в здании Главпочтамта.
Сразу же было убито три милиционера, «Беркут» начал отступать. Около 8 часов 50 минут 20 февраля 2014-го протестующие, абсолютное большинство из которых были не вооружены, начали наступление от баррикад на Майдане вверх по улицам Институтской и Грушевского. Их наступлением руководили лидеры Майдана и командиры Самообороны – однако не лично, а с помощью громкоговорителей на сцене Майдана. И уже через несколько минут начались массовые убийства протестующих на улице Институтской, между гостиницей «Украина» и Октябрьским дворцом. Их, с расстояния нескольких десятков метров, расстреливали из окон гостиницы «Украина», куда переместились «снайперы Майдана» из здания консерватории. Что интересно – после убийства первых двух протестующих со сцены Майдана прозвучало предупреждение наступающим, чтобы они «не стреляли в спину своим побратимам». Позже, когда число убитых перевалило за десяток, со сцены прозвучали предупреждения о снайперах в гостинице «Украина», при этом четырем сотням «Самообороны Майдана» все равно был отдан приказ о наступлении.
Кроме скрупулезного исследования доказательств, профессор Качановский использовал для анализа массовых убийств 20 февраля теорию рационального действия Вебера, которая считает людей действующими сознательно и в собственных интересах. Согласно ей, приказ о наступлении является нерациональным, – если только необъявленной целью лидеров Майдана не было спровоцировать убийства протестующих милицией или стрелками из гостиницы «Украина» и других мест. Ведь анализ траекторий пуль доказал, что по майдановцам стреляли также из зданий «УКООПсоюза», Октябрьского дворца, банка «Аркада», зданий на улицах Городецкого и Музейном переулке, – все они контролировались представителями Майдана. При этом, траектория пуль, выпущенных сотрудниками «Беркута», приходилась над головами протестующих, а снайперы спецподразделения «Омега» и вовсе стреляли по окнам гостиницы «Украина» и другим местам, где засели таинственные стрелки.
В отличие от следов перестрелок между спецподразделениями милиции и снайперами из гостиницы «Украина», нет никаких доказательств обмена огнем между стрелками из гостиницы «Украина», зданий Октябрьского дворца и банка «Аркада», домов на Городецкого и Музейном переулке, хотя их позиции были известны многим протестующим, командирам Самообороны и лидерам Майдана. Более того, во время массовых убийств зафиксированы попытки со стороны обычных протестующих с огнестрельным оружием зайти в гостиницу «Украина» с целью обезвреживания или блокировки снайперов в нем. Но этим попыткам препятствовали некоторые депутаты из «Свободы», «Самооборона Майдана» и охрана гостиницы. И это неудивительно, ведь на видео снята стрельба двух людей из «группы Парасюка» из окон номера гостиницы «Украина» на 14 этаже. При этом стреляли они не в сторону баррикады «Беркута» и «Омеги», а по протестующим!
Кроме этого, 9.30 утра 20 февраля 2014-го журналист ВВС Габриэль Гэйтхауз, который находился возле входа в Октябрьский дворец, среди протестующих, обратил внимание на открытое окно на 11 этаже гостиницы «Украина», из которого был произведен выстрел. Он зафиксировал это окно на видеозаписи, и когда он через несколько мгновений после выстрела снова навел на него камеру, оно уже было закрыто. На этот момент возле Октябрьского дворца были только протестующие, «Беркут» находился у снежной баррикады в районе станции метро «Крещатик», а потом и вовсе переместился к бетонным блокам. Как заявил в октябре 2015-го Сергей Лещенко, это было окно номера 1132, в котором проживал депутат-свободовец Игорь Янкив, а его соседями на 11-м этаже гостиницы «Украина» были тогдашние нардепы-свободовцы Панькевич и Сыч. Именно на этом основании у них проводили обыск следователи Генеральной прокуратуры в октябре 2015-го.
Кроме приказов со сцены Майдана, протестующих в зону убийств перед баррикадой «Беркута» заманивали несколько людей в масках или противогазах, которые шли впереди и призывали других следовать за ними. Причем среди убитых ни одного из этих людей нет! Они были явно опытнее тех, кого вели за собой – ведь абсолютное большинство погибших 20 февраля пришли на Майдан за несколько дней до этого, многие ночью того же дня. Анализ различных данных показывает, что две группы протестующих, среди которых было больше всего жертв, попали под огонь почти одновременно с заднего, правого и левого направлений – а отнюдь не со стороны баррикады «Беркута» спереди.
Хотя людей в тот день убивали не только на Институтской. К примеру, один из майдановцев был убит в 11:43 возле здания отеля «Козацький» на Майдане, причем убит из здания Главпочтамта, занятого «Правым сектором». На видео зафиксирована также стрельба из зданий Федерации профсоюзов и «Финбанка», которые также контролировались майдановцами. Всего 20 февраля было убито 49 протестующих, и ни по одному из случаев нет неопровержимых доказательств вины силовиков. Настораживает также тот факт, что попытки протестующих прорваться к баррикаде «Беркута» были остановлены лидерами оппозиции сразу же после того, как закончились массовые убийства.
Профессор Качановский уверен, что истинной задачей этой спецоперации был вовсе не штурм позиций силовиков. Непосредственной и спланированной целью массовых убийств протестующих – перед глазами десятков зарубежных и украинских журналистов, во время визита министров иностранных дел Германии, Франции и Польши – было обвинение режима Януковича, его служб безопасности и милиции в насилии против «мирных протестующих». Это позволило лидерам Майдана победить в конфликте путем использования асимметричной силы и поставить Януковича вне закона.
Массовые убийства протестующих были невыгодны Януковичу, большинству членов его правительства и «Партии регионов». В результате они потеряли свою власть, которую использовали с целью собственного обогащения, большую часть своего состояния, и были вынуждены бежать в Россию. Напротив, ультраправые и олигархические организации и их руководители выиграли от силового свержения правительства Януковича. Партия «Батькивщина», трансформировавшаяся в «Народный фронт», заняла много высших должностей в сформированной Майданом власти. Среди них должности председателя парламента и исполняющего обязанности Президента, Премьер-министра, председателя Совета национальной безопасности и обороны. «Свобода» также получила несколько министерских постов, а кроме этого – должность Генерального прокурора, «расследовавшего» массовые убийства на Майдане.
Однако неспособность (или нежелание) «правительства Майдана» найти тех, кто стрелял по протестующим, как и неспособность «Самообороны» остановить стрелков во время массовых убийств (несмотря на известность их расположения), указывает на то, что это были снайперы со стороны Майдана. Кроме всего вышеупомянутого, есть еще одно важное доказательство покрывания «тайных снайперов» верхушкой Майдана. Один из активистов был в группе, которая поймала пятерых снайперов в номере 211 гостиницы «Украина». Он сказал, что эти люди не оказывали сопротивления и признали, что их наняли для того, чтобы убивать протестующих. Майдановец заявил, что его группа передала этих «снайперов» и их оружие Арсену Авакову, который в дальнейшем не отвечал на запросы этой группы о «снайперах», ссылаясь на секретность.
Исследование профессора Качановского показывает, что массовые убийства были осознанным выбором, инструментально-рациональным действием, вследствие которого жизни протестующих были принесены в жертву лидерами Майдана, чтобы свергнуть правительство и захватить власть. Причем, готовились к этому заранее: термин «Небесная Сотня» начали использовать сразу после первых смертей протестующих, за месяц до трагических событий 20 февраля 2014-го.
Эпиграфом к своей работе бывший киевлянин Иван Качановский выбрал цитату Вольтера из его энциклопедической статьи «Право»: «Убивать запрещено; любое убийство наказывается, исключение – если убита большая масса людей под звуки военных труб; таково правило». Она символична вдвойне: во время наступления протестующих на улице Институтской 20 февраля 2014-го играл трубач (который не пострадал), а организаторы и исполнители массовых убийств до сих пор не наказаны. Судя по путаным заявлениям украинских правоохранителей и политиков, виновные не будут найдены никогда.
Иван Качановский, профессор Школы политических наук Университета Оттавы. Дипломированный экономист (КНЭУ, 1990, Университет Джорджа Мейсона, США, 1996) и политолог (диплом с отличием Центрально-Европейского Университета, Чехия, 1993). Автор книги «Расколотые страны: региональные политические разделения и культуры в постсоветской Украине и Молдове», двух книг в соавторстве, десятков статей в международных научных журналах по вопросам политологии и публичной политике.
Источник: Версии.com