The National Interest: Т-15 «Армата» — российская БМП будущего

Новый основной боевой танк России Т-14 «Армата» привлек к себе пристальное внимание аналитиков, пытающихся установить, сделала ли наконец Россия такую машину, которая не уступает лучшим натовским образцам. Об этом пишет The National Interest.

Но Т-15 «Армату», предназначенную для перевозки войск и имеющую такой же корпус, как и у Т-14, специалисты обошли вниманием, хотя она коренным образом отличается от своих предшественниц и, возможно, лучше адаптирована к реалиям современного боя на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, обладая более совершенным показателями живучести, чем ее ближайшие аналоги в США.

В Т-15 нашли свое воплощение две категории транспортно-боевых средств: это боевая машина пехоты (БМП), широко используемая в современных механизированных армиях мира, и тяжелый бронетранспортер (БТР), который встречается гораздо реже и лишь недавно обрел известность.

Боевая машина пехоты была задумана в 1960-е годы на пике холодной войны в ожидании столкновения оснащенных танками армий Варшавского договора и НАТО. Среди предпосылок для ее создания были следующие:

А. Танки являлись главным оружием на европейском театре военных действий, а поэтому чрезвычайно важным стало взаимодействие с ними и борьба против них.

Б. Танковые дивизии должны были стремительно наступать, глубоко прорывая оборону противника. Следовательно, пехоте нужны были боевые машины, дабы не отставать от танков и преодолевать преграды, когда потребуется поддержка пехотных частей и подразделений.

В. Для поддержания темпов наступления боевым машинам пехоты необходимы были броня и оружие, чтобы срывать действия легко вооруженного противника из засад и превозмогать беспокоящий огонь из пулеметов и легких орудий. БМП также нуждались в защите от поражающих факторов ядерного, химического и биологического оружия, которое в ходе такого конфликта мог применить противник. Однако защиту от многочисленных образцов противотанкового оружия, могущего найти применение на полях сражений холодной войны, считали непрактичной и неэкономичной.

В 1960-е годы Советский Союз создал БМП-1. Это была скоростная, легкобронированная машина, которая весила всего 14 тонн и могла перевозить восемь пехотинцев. На ней имелась башня с противотанковой ракетной установкой и безоткатным орудием. На новом варианте БМП-2 безоткатное орудие (которое оказалось неэффективным) заменили 30-миллиметровой автоматической пушкой для борьбы с пехотой и легкобронированными целями. У НАТО вскоре появились свои собственные образцы. Например, у БМП M2 «Брэдли» было аналогичное вооружение, но из-за своей тяжелой брони она весила в два с лишним раза больше.

Эти машины оказались весьма популярны, потому что обладали значительной огневой мощью, хотя и были уязвимы для переносных гранатометов с реактивными гранатами и противотанковых управляемых ракет большей дальности, а также для автоматических пушек БМП противника.

Когда холодная война подошла к своему завершению, многие современные армии вместо стремительного и маневренного боя стали принимать участие в тяжелых и упорных боевых действиях в таких местах как Бейрут, Сараево, Грозный, Фаллуджа и сектор Газа, а теперь и Алеппо. В городских условиях бронированная техника легко может попасть в засаду, и поэтому во избежание ненужных потерь пехота должна оказывать ей непосредственную поддержку.

Далее, современные системы противотанкового оружия легко пробивают большинство БМП. В войне сверхдержав не на жизнь, а на смерть это обстоятельство времен холодной войны было приемлемо, но сегодня военные ведомства уже не могут беспечно пожать плечами, когда какой-нибудь боевик уничтожает из РПГ (реактивный противотанковый гранатомет) целое отделение солдат в легко бронированном транспортере.

Именно такой инцидент заставил израильскую армию приступить к переделке танков в «тяжелые БТР», способные выдержать огонь мощного вооружения противника. До этого было очень мало попыток создать БТР на базе танкового корпуса, и весьма заметным исключением стали БТР «Кенгуру», применявшиеся армиями Британии и Канады в годы Второй мировой войны.

В первых израильских версиях использовался корпус более старых танков Т-55 и Centurion, на базе которых Израиль создал семейства машин «Ахзарит» и «Нагмашот», соответственно. Но самым важным был БТР «Намер», созданный на шасси современного и очень хорошо вооруженного основного боевого танка «Меркава» IV. БТР «Намер» принимали участие в боевых действиях в 2014 году и пережили попадание не только реактивных гранат, но и смертоносных противотанковых ракет «Корнет». Однако у БТР Namer нет собственного тяжелого оружия.

Т-15 — это боевая бронированная машина на базе универсальной гусеничной платформы танка Т-14, имеющая всю полагающуюся танку броневую защиту. Ее вес составляет 48 тонн, что чуть больше танка Т-90, находящегося на вооружении в российской армии. Тем не менее, она развивает скорость до 70 километров в час, что немного больше, чем у 30-тонной БМП «Брэдли».

Вместо танковой башни Т-14 на Т-15 установлен боевой модуль меньшего размера с дистанционным управлением «Эпоха». Он идентичен безэкипажным боевым модулям «Бумеранг», которые устанавливаются на колесных БТР и на БМП «Курганец». Это очень умный ход с точки зрения унификации деталей. Кстати, эти две последние машины заменят основную часть российских БТР и БМП, а Т-15 будет отдана на вооружение в элитные части и подразделения.

Башня «Эпоха» оснащена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2A42, а также ПКТ (пулемет Калашникова танковый). По бокам на стойках смонтированы 4 противотанковых ракетных комплекса «Корнет-ЭМ». «Корнет» — это одна из самых мощных противотанковых ракет из числа имеющихся на вооружении, и в бою этот комплекс поражает танки M1 «Абрамс» и «Меркава». Также идут разговоры об установке другого типа башни с ПТУР «Атака» и 57-миллиметровой автоматической пушкой, благодаря чему у Т-15 появится возможность поражать боевые машины пехоты противника. (Пушка 2A42 с большим трудом пробивает лобовую броню «Брэдли».)

В отличие от Т-14, у Т-15 двигатель расположен в передней части корпуса, чтобы сзади было место для пассажиров. Это дает машине дополнительное преимущество, состоящее в том, что мотор защищает пехоту от удара спереди. Вместимость пассажирского отсека неизвестна, но некоторые источники говорят о семи и девяти бойцах. Безусловно, цифра девять предпочтительнее, ведь маленькому подразделению, скажем, численностью шесть человек (именно столько перевозит американская БМП «Брэдли»), будет трудно самостоятельно захватить здание или обеспечить оборону периметра.

У Т-15 такая же композитная броня и системы защиты, как у Т-14, хотя и в иной компоновке. Более подробно о том, как эти системы способны защитить от американской ракеты TOW, можно прочитать здесь. Вот резюме:

Для начала, Т-15 имеет комплекс активной защиты «Афганит», в котором используются РЛС (радиолокационная станция) с миллиметровой длиной волн, обнаруживающие подлетающие снаряды и ракеты. Сначала он может применить дымовые гранаты, выстреливаемые из четырех пусковых установок, чтобы помешать действию систем визуального и инфракрасного наведения. Пять противоснарядных мортир, установленных на корпусе Т-15, могут сбивать своими снарядами подлетающие ракеты. (На башне танка Т-14 установлено 10 пусковых труб системы «Афганит», а его РЛС автоматически поворачивают башню в сторону подлетающего снаряда/ракеты.)

Израильские комплексы активной защиты «Трофи», которыми в настоящее время оснащены БТР «Намер» и танки «Меркава», очень хорошо проявили себя в борьбе с противотанковыми ракетами, а поэтому «Афганит» также может обеспечить надежную защиту.

Те снаряды, которые успешно уклоняются от комплекса активной защиты, затем сталкиваются с системой двуслойного динамического бронирования «Малахит». Это блоки взрывчатого вещества, детонирующие в сторону подлетающего снаряда/ ракеты непосредственно перед их попаданием в корпус машины. Таким образом, боевой заряд снаряда взрывается преждевременно.

Те снаряды и ракеты, которые все же преодолеют данные системы защиты, наткнутся на мощную броню корпуса Т-15, которая состоит из стали и композитных материалов. На Т-14 толщина брони против кумулятивных противотанковых боезарядов большинства ракет эквивалентна 1200-1400 миллиметрам катаной гомогенной брони.

Среди других средств защиты есть передатчик помех, чтобы сбивать с курса противотанковые мины, подрываемые по радио, противоминная донная броня (предположительно, V-образная), краска, снижающая характерные признаки цели в инфракрасном диапазоне (видимо, ее защитные свойства минимальны), встроенный механизм самоокапывания и РХБ-защита. У Т-15, по всей видимости, есть все те многочисленные камеры и приборы обнаружения, которыми оснащен танк Т-14.

Пока непонятно, сколько будет произведено Т-15, и как они будут внедряться в войсках, так как сейчас существуют только опытные образцы. Например, будут ли они стандартной боевой техникой мотострелковых батальонов и танковых полков, или из них станут формировать самостоятельные подразделения?

Как бы то ни было, Т-15 обладает новаторской конструкцией, которая, по всей видимости, хорошо подходит для противодействия тяжелым противотанковым вооружениям на современном поле боя. Боевые действия в городских условиях (Алеппо, а скоро и Мосул) вызывают наибольшую обеспокоенность у военных при планировании операций, и хорошо вооруженный, бронированный, способный выдерживать огонь противника транспортер для перевозки войск станет важным средством, помогающим снизить потери своих войск. И даже за пределами городов тяжелые БМП типа Т-15 кажутся идеальным средством для доставки наступающих войск и прорыва укрепленных позиций в обороне противника, таких как подконтрольные повстанцам и оборудованные в инженерном отношении сирийские деревни или разбитый донецкий аэропорт. (Между прочим, Украина намеревается сделать свой собственный тяжелый бронетранспортер БМПВ-64 на базе танка Т-64.)

В американской армии нет эквивалента Т-15, хотя в 2012 году военные США анализировали машину «Намер», думая о ее приобретении. Однако Пентагон уже ограничен в своих действиях, потому что доставлять 70-тонные танки M1 «Абрамс» в горячие точки мира очень сложно, и он вряд ли захочет включать в свой арсенал дополнительные специальные машины, сопоставимые с ними по весу. Сухопутные войска могут со временем установить на БМП «Брэдли» комплексы активной защиты, чтобы иметь средства противодействия ракетам противника.

А вот Израилю не надо думать о таких проблемах как переброска войск в другие части планеты. Точно так же, для России и для зарубежных покупателей ее вооружений это отнюдь не самая главная проблема.

В последние годы противотанковые ракеты и самодельные взрывные устройства нанесли огромный ущерб бронированным машинам в ходе конфликтов в Ираке, Сирии, Йемене и на Украине. В попытке снизить потери военные всего мира могут вскоре потребовать от оборонной промышленности более надежных бронетранспортеров, особенно для ведения интенсивных боев на улицах городов, о которых сегодня пишет вся мировая пресса.