Тамара Семивеличенко: Научить милосердию невозможно. Оно либо есть, либо нет

Исполняющая обязанности министра здравоохранения Оренбургской области Тамара Семивеличенко рассказала о том, какую роль играет милосердие в работе медиков и какие проблемы возникают в общении врача и пациента.

– Внешний облик и «начинка» очень многих учреждений здравоохранения области в последние годы поменялась, как жаль, что психология тех, кто работает в этих стенах, меняется очень медленно. Вот в чем беда. В новые стены принесли старые навыки, старую психологию общения, – считает глава ведомства.

– У нас очень много претензий к высшей школе. С этой проблемой мы уже обращались в нашу медицинскую академию. Медицинский работник – одна из немногих профессий, которая требует постоянного совершенствования. Курсы переподготовки также ведут преподаватели медицинской академии.

– Рациональный век привнес очень много рационализма во многие отношения. Не обошло это и медицину. Мы анализируем, почему не все студенты после окончания вуза приходят работать в медицинские учреждения. Среди причин есть и такая, что приходит понимание, как сложно работать с больными людьми. Приятная музыка, красивое пение или хороший спектакль наполняют душу положительными эмоциями, а с чем приходит к врачу? К врачу пациенты приходят с болью.

– Я всегда говорю коллегам, что больной самостоятельно не может оценить степень угрозы того состояния, которое у него возникло, не может определить, это очень опасно для организма или вовсе несерьезная проблема. От больного этого и не требуется, это должен сделать врач, который порой раздражается: вы пришли с пустяком. Но только врач, осмотрев, может сказать, что это пустяк.

– Иногда бывает такой посыл: все сидят в интернете – читайте. Да, там столько всего можно прочитать и выяснить, что ты болен всем и сразу. Только врач может сказать, что у вас на самом деле.

– Терпимости подчас к назойливости пациента, пустяковым вопросам, которые задает больной, безусловно, надо учить. В этом отношении я больше обижена на сельское здравоохранение, потому что жалобы поступают оттуда. Если я приезжаю в сельскую больницу в 11 утра, там почти никого нет, а если в два часа – поликлиника пустая. Если люди привыкли ходить только рано утром, напрягитесь, наберитесь на два часа запаса хорошего настроения и доброжелательного отношения к больному. В городе немножко по-другому: прием идет целый день и надо применять другие методы. В селе, где все друг друга знаю, в отношения врача и пациента привносится очень много личного отношения к состоянию больного. И это тоже проблема.

– Откровенно говоря, этому приходится учить и главных врачей. В этом нам помогал профсоюз: они оплатили тренинги психологов, которые объяснили, как работать с подчиненными, как разговаривать, как избежать конфликта и как его погасить, если конфликт всё-таки возник. Мы знаем эту проблему и пытаемся ее решить.

– Оснастить больницы и сделать красивый интерьер можно быстро, а вот научить милосердию, наверное, невозможно. Оно либо есть, либо нет. Но можно научить приемам, скрывающим равнодушие человека, – заключила Тамара Семивеличенко.